Главная страница Форум Магазин Лигминча Программа Ринпоче
Главная > Древняя традиция в современном мире
Тибетская традиция Бон
Институт Лигминча (США)
Тексты
Аудио
Видео (порядок просмотра соблюден)


     




Древняя традиция в современном мире

Кратко о Бон:

Бон - это древнейшая духовная традиция Тибета, которая включает в себя учения и практики, применимые ко всем аспектам жизни, в том числе к нашим отношениям со стихийными качествами природы, нашему нравственному поведению, взращиванию любви, сострадания и духовной радости, а также наивысшие бонские учения «Великого Совершенства» или Дзогчена..

   
Монастырь «Менри», Доланджи, Индия и Монастырь «Тритен Норбуце», Катманду, Непал

Согласно изложению традицией бон своих истоков, за много тысяч лет до рождения Будды Шакьямуни в этот мир пришел Будда Тонпа Шенраб Мивоче и разъяснил свои учения на землях Олмо Лунгринг. «Ол» символизирует нерожденное, «мо» - неизбывное, «лунг» - пророческие слова Тонпа Шенраба и «ринг» - его нескончаемое сострадание. Некоторые современные ученые отождествили Олмо Лунгринг с Шанг-Шунгом, страной, окружавшей Гору Кайлас в западном Тибете, и колыбелью тибетской цивилизации. Есть и другие толкования

Говорится, что Тонпа Шенраб учил бону в ходе трех последовательных циклов учений. Сначала он учил «Девяти путям бона»; затем он учил «Четырем вратам бона и пятой – Сокровищнице»; и, наконец, он явил «внешние, внутренние и тайные заветы». В последнем цикле учений внешний цикл - это путь отречения или учения сутр; внутренний цикл - путь преображения или учения тантр; и тайный цикл - путь самоосвобождения или учения дзогчена. Такое деление на сутра, тантра and дзогчен также содержится в школе ньингма тибетского буддизма.

Последователи бона получают устные учения и передачи от учителей линии преемственности, которая не прерывалась с древних времен и по сей день. Кроме того, сохранилось большинство духовных текстов. И хотя большая часть современного бона аналогична тибетскому буддизму, тем не менее, бон сохраняет богатство и особенности своих корней иджущих не от Будды Шакьямуни, а от Будды Тонпы Шенраба. В этом смысле бон есть буддизм.

До недавнего времени древние учения бона передавались очень малому числу учеников в разных поколениях. Теперь бонские лама обучают и учеников с Запада бонским духовным традициям и практикам.

Благодаря беспрерывным усилиям Его Святейшества Лунгтока Тенпея Нимы Ринпоче, 33-го настоятеля «Менри», и Йонгдзина Тензина Намдака Ринпоче, наиболее хначимого учителя традиции бон, за пределами Тибета было построено два новых монастыря. Монастырь «Таши Менри Линг», построенный в Тибете в 1405 г., затем был воссоздан в Доланджи, Индия, А монастырь «Тритен Норбуце» сначала был построен в Тибете в 14 веке, а ныне его воссоздали в Катманду, в Непале.

В обоих монастырях есть школы, имеющие право присваивать «учёные» степени «геше». В монастыре «Менри» также есть средняя восьмилетняя школа и сиротский приют, рассчитанный на более чем 150 мальчиков и девочек. Оба монастыря являются современными источниками бонской культуры, учености и сострадания ко всем живым существам


Изображения Тханка традиции Бон

Тонпа Шенраб

 

Тонпа Шенраб, также известный как Шенраб Миво, является основателем религии бон. Его иконографический образ украшен 13 украшениями «мирного» божества. Его правая рука опускается ниже колена и держит «юнгдрунг» (свастику) («юнг» - неизменное, «друнг» - непрекращающееся), что символизирует собой вечную истину. Его левая рука покоится на ноге, при этом ладонь повернута вверх в жесте созерцания. Тонпа Шенраб восседает в позе медитации на солнечном и лунном дисках, на лотосовом троне.

Согласно истории бона, Тонпа Шенраб родился примерно 16 000 лет назад в царской семье древнего царства Тадзик, расположенного к западу от Тибета. Став царем, он стал распространять учения бона, путешествуя по всей земле и выполняя различные ритуалы. Однажды во время путешествия «принц демонов» похитил его лошадей. И в попытке вызволить животных Тонпа Шенраб вступил в царство Шанг-Шунг в западном Тибете. Именно там Тонпа Шенраб распространил свои первые учения бона в этих местах. Его многочисленные жены и дети также играли важную роль в истории бона. Письменная биография Тонпа Шенраба состоит из 15 больших томов.


Царь Лигминча

 

Царь Лигминча был последним бонским правителем древнего царства Шанг-Шунг, колыбели тибетской цивилизации. Царь Лигминча был как духовным, так и светским владыкой своей страны. На языке Шанг-Шунга «лигми» (lig mi) означает «существование», а «ча» (rkya) означает «благородный» или «владеющий». Когда Геше Тензин Вангьял Ринпоче основал в 1992 г. Институт «Лигминча», то он назвал его в честь этого, чтобы обозначить миссию этого института по сохранению особенностей, ценностей и духовной глубины древних учений бона для будущих поколений.

До седьмого века Шанг-Шунг представлял собой отдельное государство, которое включало в себя весь западный Тибет вокруг Горы Кайлас и озера Манасаровар. Династия царей правила своим народом до восьмого века, когда после убийства Царя Лигминча (или Лигмирья) царем Тибета Трисонг Деценом царство Шанг-Шунг было присоединено к Тибету.


Дренпа Намка

 

Дренпа Намка - основное «божество долгой жизни» в традиции Бон. Говорится, что он обладает силой преодолеть любое препятствие - личное или общественное. Дренпа Намка родился в восьмом веке на юго-западе Тибета возле священной Горы Кайлас. В боне он известен как отец Цеванга Ригдзина и Падмасамбхавы.

Дренпа Намка изображается ярко синим с одним ликом и двумя руками, в облачении короны, драгоценностей и набедренной повязки. В своей правой руке он держит юнгдрунг (санскр. свастика), что указывает на нерушимость и неизменную природу учений бона. В своей левой руке он держит ритуальную чашу - капалу. Это божество заключает как мирные, так и гневные энергии, символизируемые его слегка вытянутой правой ногой и прижатой к телу левой ногой.


Шенлха Одкар

 

Шенлха Одкар (Божество «Белого Света») имеет в иконографии один лик и две руки. Руки этого божества покоятся на его ногах в жесте медитации. Он сияющего белого цвета и украшен 13 украшениями мирного божества: короной, серьгами, тремя ожерельями (коротким, средним и длинным), браслетами, ножными браслетами, повязками для рук, шарфом, юбкой; это божество восседает на троне, позади которого имеется золотое украшение и гало.

Шенлха Окар восседает на солнечном и лунном дисках, покоящихся на троне, подпираемом снежным львом; это божество пребывает в чистой земле. Практики бон, что следуют лини передачи Атри, визуализируют своего коренного гуру в форме Шенлха Окара. Это божество, также известное как Лачик (Великий Бог), находится в центре Древа Прибежища (Цогшин).

Приведенное на тханке изображение Шенлха Окара демонстрирует его проявление на благо существ в виде «Шести Подчиняющих Шенов» или «Шести Будд-водителей», чьё духовное служение состоит в том, чтобы вести всех страдальцев шести миров к окончательному освобождению.


Герпунг Нангдзер Лопо

 

Герпунг Нангдзер Лопо принадлежал к знаменитому семейству Гуриб из Шанг-Шунга – рода, который гордился несколькими предыдущими держателями линии Бон. Он получил учения от почитаемого учителя Дава Гьялцена и стал известным ученым и практиком восьмого века. Практикуя божество Мери, он обрел великую силу и стал царским священником для Царя Лигминчи из Шанг-Шунга. Нангдзер Лопо был первым, кто записал Шанг-Шунг Ньен Гю (Устную передачу из Шанг-Шунга), одну из самых почитаемых серий бонских учений по дзогчену, которые он получил от своего учителя Тапихрицы.

Нангдзер Лопо возгордился своим великим могуществом и славой, и тогда Тапихрица, обретший радужное тело, явился ему в виде мальчика именно для того, чтобы помочь ему преодолеть эту гордыню. Эзотерические обсуждения и дебаты, которые происходили между Нангдзером Лопо и этим мальчиком, посрамили великого мастера и освободили его от тонких омрачений.

Эта тханка показывает момент, когда Нангзер Лопо достиг высшей реализации и спонтанно сочинил благочестивую молитву-призывание к своему сострадательному учителю – Тапихрице, явившемуся в небе над ним в качестве лучезарного будды белого света.


Шераб Чжамма

 

Шераб Чжамма – «Мать, возлюбившая мудрость», – обладает юным обликом, изображается на тханке в теле желто - золотистого цвета и чудесно украшена 13 удрагоценностями мирного божества. Она восседает на солнечном и лунном дисках, на лотосовом троне. В своей правой руке на уровне сердца она держит сосуд, наполненный нектаром сострадания. В своей левой руке она держит стебель лотоса, чей цветок служит опорой для «зеркала мудрости», открывающего пустоту от самобытия всех проходящих явлений. Шенраб Чжамма, также известная как Гьяльюм (Мать всех Победителей), является важной эманацией Сатрик Эрсанг из «Четырех Великих божеств» бона .

Среди многочисленных проявлений Шераб Чжаммы есть и гневная защитница Сипа Гьялмо (Царица Бытия)) и Еше Валмо (Богиня волшебной мудрости).


 Дакини пяти элементов

 

Элементы природы или «стихии» играют имеют исключительное значение во многих древних целительских и духовных традициях. Тибетские традиции различают пять элементов: пространство, воздух, огонь, воду и землю. Эти пять элементов считаются основополагающими энергиями, из которых возникает все существование: физический мир, наши тела, наши эмоции и наш ум. Каждый элемент связан с кхандро (Санск. дакини ), или божеством. Кхандро представляют собой чистый, просветленный аспект элементов. Иногда их называют и «богинями элементов – стихий.

Показанный здесь образ изображает дакини из практики «Извлечение элементов» бонской буддийской традиции Тибета. Главный образ представляет собой белую дакини пространства, Великую Мать, из которой возникают все прочие элементы. В своей правой руке она держит украшения и драгоценности, а в левой держит ритуальную чашу из черепа, заполненную нектаром сущности стихии пространства. Её окружают дакини воздуха (зеленая), огня (красная), воды (синяя) и земли (желтая). Получить связь с дакини пространства означает получить связь с качеством открытости и «всевместимости»; с дакини воздуха – гибкости; с кхандро огня – радости и творчества; дакини воды – спокойствия и «удобства»; и с дакини земли – стабильности и устойчивости.





Главная > Древняя традиция в современном мире