Главная страница Форум Магазин Лигминча Программа Ринпоче
Главная > Тензин Вангьял > Комментарии к практике Ца-Лунг. 1998 г.
Тибетская традиция Бон
Институт Лигминча (США)
Тексты
Аудио
Видео (порядок просмотра соблюден)


     




Комментарии к практике Ца-Лунг. 1998 г.

Тензин Вангьял. Комментарии к практике Ца-Лунг      

(данные на ретрите в Германии в 1998 году)

 

"Пять упражнений Ца-Лунг соотносятся с пятью пранами. Пять пран определенным образом соответствуют пяти элементам. Таким образом, с точки зрения пяти элементов, выполнение нашей практики вызывает эффект на многих уровнях.

 

Любое изменение человеческого существа – в физическом, эмоциональном, психологическом, духовном или энергетическом смысле, – всегда каким-то образом воздействует на нас, наше сознание и наше тело. Поэтому все упражнения раскрываются на различных уровнях; это особенно заметно, если вы хотя бы немного знакомы с соответствующей областью. На этих различных уровнях мы некоторым образом раскрываем свое тело, поскольку тело – наша основная часть, и энергия начинает протекать через него, что вызывает различные психологические, эмоциональные и духовные состояния, и чем больше открыты каналы, тем лучше течет энергия, и что бы она ни символизировала, она представляет различные аспекты нас самих, и мы обретаем связь с этими аспектами. Таким образом, уникальность этих упражнений в том, что они вовлекают различные уровни – физическое движение, движение энергии, то есть дыхание, вовлекают психологический аспект, что означает привлечение определенного количества внимания, с осознанием физической локализации энергии, и таким образом тело, энергия и ум одновременно вовлечены в процесс самораскрытия.

 

Некоторые медитации сильно связаны с умом, так что вам почти ничего не нужно делать с телом или дыханием. Конечно, это имеет определенные преимущества, но эти преимущества ограничены. Иногда люди делают дыхательные упражнения, у них тоже есть свои преимущества, но и эти преимущества тоже ограничены. А иногда люди просто делают упражнения, словно в оздоровительном клубе или спортзале. В наше время люди могут заниматься йогой просто как средством физического развития; но все это – весьма ограниченные способы раскрытия своей индивидуальности. Таким образом, очень важно понимать взаимосвязь трех измерений – физического тела, энергии и ума, – в процессе практики и в процессе раскрытия отдельных аспектов.

 

Может принести большую пользу даже применение практики для простого улучшения психологического состояния. Я знаю многих людей, которые практиковали эти упражнения постоянно, и они часто рассказывают о явных улучшениях. “Явное улучшение” в данном случае не означает, что кто-то говорит: “О, я теперь все время нахожусь в состоянии ригпа”, нет, не таким образом, скорее: “Я действительно преодолел свои депрессии, я справился со слабыми местами своей энергии”. В некотором смысле это мирской уровень потребностей. Ясность, способность преодолеть депрессию – все это нам тоже нужно. Иногда мы чувствуем что-то вроде облака, тучи в небе, и мы не можем видеть голубое небо, видеть свет, иногда, когда мы смотрим внутрь себя, это выглядит именно так, и неясно, что надо делать, а что не надо, как к чему относиться, как взаимодействовать… Все подобные затуманивающие ощущения, конечно же, являются ощущениями ума; когда что-то оказывает биологическое влияние на нашу энергию, энергия влияет на ум, это заставляет нас быть открытыми или закрытыми. Когда Вы делаете одновременно три практики – для тела, энергии и ума, у Вас появляется способность очистить пространство ума. Когда энергия очищена, ум тоже чувствует себя чистым. Если Вы пытаетесь силой заставить ум быть чистым, без всяких приготовлений, как он может быть чистым? Он не будет чистым.

 

Первая из пяти пран – Восходящая прана. Буквально это означает “энергия, которая движется вверх”.

 

Вторая прана – прана Жизненной силы. Буквально это означает “та, что дает жизнь, что позволяет выжить”. Причина, по которой Вы еще живы, в том, что Вас собирает воедино сила этой праны. Когда мы близки к смерти, мы теряем прану Жизненной Силы, ее остается все меньше и меньше, и наконец мы умираем.

  

Огнеподобная прана характеризуется как огонь, жар, пищеварительная система.

 

Проникающая прана – то, что циркулирует в теле и в уме. Если Вы прикоснетесь к своему пальцу, Вы почувствуете его, это значит, что Ваше сознание проникло сюда.

 

Иногда мы чувствуем себя очень живыми во всех частях своего тела, а иногда оно нуждается в пробуждении. То, что заставляет вас чувствовать свой палец, это Проникающая прана. Способность руки ощущать саму себя. Рука здесь используется просто в качестве метафоры; когда люди практикуют цигун, они стараются чувствовать ци, и это один аспект. Рука очень символична, это что-то такое, с помощью чего Вы берете, получаете, поэтому она метафорична. Чем больше Вы чувствуете ци, прану, чем больше вы ощущаете все свое тело, тем больше оно активизирует определенные характеристики праны, соответствующие определенным проявлениям жизни: пищеварительная система, способность быть счастливым, способность различать, способность думать и т.д. А на психологическом уровне это помогает определенным аспектам ума.

 

Нисходящая прана – опять же, буквально означает “прана, движущаяся вниз”. Способность ходить в туалет, сексуальные функции, способность очиститься от всех веществ, которые должны быть удалены.

 

Этот принцип пяти пран используется повсюду, начиная с астрологии и кончая тибетской медициной и Тантрой. Тибетская медицина применима к каждому, кто способен заболеть. Но Тантра не для всех. В конечном смысле она для всех, но не все к ней готовы. Так что способ, которым эти упражнения помогают в тибетской медицине, отличается от того, что они дают в тантрическом применении. В медицине они более физические, более энергетические. По крайней мере, акцент делается на этом. В Тантре они и физические, и энергетические, но но наиболее важный аспект – это духовное измерение, духовный результат, духовный эффект этих упражнений.

 

 Приведу один пример. То, что дает Вам возможность чувствовать любовь и сострадание – это Будда Сострадания. Сердечная энергия, сердечная чакра, да и само физическое сердце в большей степени поддерживает чувство любви и сострадания, нежели мозг или что-то еще. Когда Вы слушаете учения, вы слышите о важности любви. И когда Вы думаете об этом – Вы также понимаете важность этого. Но когда Вы затем пытаете применить это – вы не чувствуете любовь так сильно. “Я хотел бы чувствовать, но у меня не получается”. Так в чем же проблема? Проблема большей частью не в уме. Вероятно, она более физическая, энергетическая. Дело не в том, что Вы родились без любви – все осознающие существа имеют значительный потенциал любви и сострадания. Произошло следующее – в какой-то момент, в детстве (в западной психологии детство имеет очень важное значение, они все время говорят о детстве), или в другое время нашей жизни, мы проходим через различные переживания стыда, боли, нечистоты, и все эти накапливающиеся ощущения все еще здесь, в вашем сердце. Они не позволяют чувствовать его. Нужно что-то сделать с физическими и энергетическими блоками.

 

В медицине принято думать следующим образом: “гнев – это плохо”, и даже не столько гнев, сколько болезни, которые он вызывает, и вы думаете об избавлении от болезней, но не думаете о вызывающих болезни эмоциях. И если вы думаетет об этой эмоции, вы думаете “Ну почему я всегда такой злой?”, а не думаете о способности любить, не думаете “Почему я не способен любить?”

 

В Тантре это очень важно. Они не думают о неизбежной болезни, хотя в некотором смысле они и делают это, но в большей степени они думают о раскрытии. Если я хочу увидеть Будду Сострадания, единственный способ сделать это – раскрыть сердечную чакру. Таким образом, вы работаете над освобождением от того, что вызывает гнев – если это энергия, вы пытаетесь избавиться от нее с помощью этих упражнений, после чего вы уже более подготовлены к ощущению любви. Если вы увеличиваете количество этой энергии, она автоматически поддерживает вас в психологическом смысле, и становится легче ощущать любовь, и естественно, вы устанавливаете связь с Буддой Сострадания, развиваете более глубокие отношения. В этом и заключается ваш духовный рост, ваше продвижение в практике. В некотором смысле это дает вам больше возможностей.

 

Только представьте себе, вы можете сказать: “Моя основная практика – Будда Сострадания. Но я не могу по-настоящему взаимодействовать с ним”, – я просто даю пример, я не говорю, что это Ваш случай, – “Почему я не могу взаимодействовать, если я думаю, что я должен, ведь это важно?… Мой ум решил, что это важно, но ничто меня не поддерживает, так что же мне делать? Энергетически я не чувствую ничего. Почему я не чувствую?” Дело в том, что могут быть и физические блоки. Они блокируют энергию. А энергетические блоки лишают ум текучести. Вот почему вы ничего не чувствуете. У вас нет никакого неисправимого недостатка. Это не значит, что вы родились без способности любить.

 

Таким образом, это подобно все большему приоткрыванию двери. Когда в определенной области практики ум не желает течь таким образом, как мне бы хотелось, я понимаю, что у меня появляется возможность сфокусироваться на другой области, на том, почему я не чувствую. Тело, энергия – есть различные уровни, места, куда можно заглянуть.Если у меня нет различных мест для того, чтобы обратить на них внимание и поработать с ними, мне очень легко впасть в депрессию. Потому что я знаю, что я должен чувствовать, и в то же время совершенно ясно, что я ничего не чувствую. И тогда я не знаю, что делать. Можно сказать: “Приложи больше усердия”. Делай больше, делай чаще. Но это только слова. Если я буду делать больше, чаще, усердней – я сойду с ума. Я форсирую ситуацию, когда причины и условия еще не готовы. Это подобно попытке починить стул или что-нибудь другое: когда детали не подходят друг к другу, а вы соединяете их силой – вы их ломаете. Даже зная, что сила – не лучший способ решения проблем, иногда вы просто не знаете, что можно сделать, кроме как применить силу.

 

Мы имеем много особенностей, и об этом важно знать.

 

Теперь Вы знаете о качествах пяти пран, перейдем к пяти физическим местам их пребывания.

 

Место пребывания не означает только одно место. В доме имеется бак с водой – это место пребывания, но оттуда вода идет на кухню, в ванную комнату – чтобы мыть, готовить, пить, выводить отходы – она служит различным целям, но только когда движется в разные места. Она движется повсюду, но есть место пребывания.

 

Восходящая прана пребывает в горле и в области макушки.

 

Прана Жизненной Силы пребывает в сердце.

 

Огненная прана находится в области пупка, и не только там, но и во всей пищеварительной системе.

 

Проникающая прана пребывает между пупком и тайной чакрой. Ее область гораздо шире, чем какое-либо место, на которое можно указать.

 

Нисходящая прана пребывает в тайной чакре.

 

Знание о физическом расположении помогает в случае, когда надо развить определенную прану, то есть для ее активации используется место, в котором эта прана располагается. Если вы хотите жить долго, вам нужно здоровое сердце. “Здоровое сердце” означает, что в этой области в энергетическом смысле все в порядке. Чтобы просто быть живым, вам надо иметь здоровое сердце в физическом смысле. А чтобы жить здорово, вам нужно здоровое сердце в эмоциональном плане, духовном плане, тогда вы не просто будете жить, а будете жить очень хорошо. Таким образом, физическое расположение служит пониманию этого аспекта.

Элементы

 

Восходящая прана – это Земля. Иногда говорят, что это Огонь, Огонь по способу распространения, но я думаю, что восходящая прана более подобна Земле, потому что ее место пребывания, мозг, подобен Земле (более функционален, нежели текуч).

  

Прана Жизненной Силы – элемент Пространства.

 

Огненная прана – Огонь.

 

Проникающая прана – Воздух.

  

Нисходящая прана – Вода.

 

Также они соответствуют определенным качествам.

 

Восходящая прана – ее физические проявления таковы: способность говорить, способность задействовать органы чувств, глотать пищу и т.д.

 

Прана Жизненной Силы. Когда у кого-то очень сильная прана Жизненной силы, то он совершенно определенно знает что он хочет от жизни и как собирается жить. Некоторые люди четко знают, что они хотят сделать, и используют каждый момент, чтобы делать именно это. А другие тоже имеют четкую идею, что они хотят сделать – и не делают этого. Они делают что-то другое. То есть у них не существует прочной связи между тем, что они хотят, и тем, что они делают. Эта способность в значительной степени связана с качеством праны Жизненной силы.

 

В каждой культуре существует много красивых историй о том, как кто-то говорит: “Мне нельзя умирать, потому что я должен….”. Это может быть все, что угодно. Учитель может сказать: “Мне нельзя умирать, потому что я должен сделать еще много вещей – учить, распространять Дхарму, защищать Дхарму”, и так далее. Или бизнесмен может сказать: “Я должен завершить мой строительный проект, прежде чем умру”. А еще кто-нибудь может сказать: “Мне нельзя умирать, мне очень надо повидаться с дочерью, или сыном”. И он лежит в больнице, больной, почти умирающий, но неделями ждет встречи с тем, кого любит. И тогда он говорит: “Теперь я готов”. В тот момент, когда он сдается, он умирает. То, что скрепляет его жизненную силу – это сила воли. Эта сила имеется всего лишь в его уме – и она поддерживает в нем жизнь.

 

Огненная прана соответствует физическому процессу переваривания пищи. Таково ее действие.

 

Проникающая прана : когда мой ум хочет выпить чаю, моя рука автоматически движется и берет чашку в одном месте, ставит ее в другое, нужное место. Таковы физические функции конечностей.

 

Нисходящая прана – это способность ходить в туалет в нужное время и, как вы понимаете, не мочиться в постель. Обычно ум способен достаточно хорошо сообщаться с энергией, а энергия – с текущим состоянием, и сдерживать позывы, или, напротив, позволить сходить туалет. Нисходящая прана, как правило, связана также со всеми сексуальными функциями.

 

Это очень мирской уровень – для благополучия и здоровья он необходим. Другими словами, можно сказать, он для всех.

Второй уровень – это то, что я называю высшими функциями, или другими словами, скорее психологическими, ментальными, нежели физическими.

 

Восходящая прана. Это не только способность говорить и видеть. Это также способность открыть чакру на макушке. Иногда мы чувствуем, что наши эмоции хорошо сбалансированы. Нет такого ощущения, что надо сделать очень много вещей, нет ощущения, что необходимо говорить, вы храните молчание – и чувствуете себя счастливым естественным образом. К несчастью, такие периоды очень непродолжительны. Потом возникает что-то еще. Мы чувствуем, что мы должны говорить – чтобы нас увидели, заметили, узнали о нашем существовании. Или мы чувствуем, что должны бежать в убежище, чтобы быть защищенными и незаметными. Одна из причин, почему мы не испытываем это ощущение достаточно долго заключается в том, что оно не находит поддержки в этой области. У нас скорее негативная, чем позитивная поддержка. Это как раз и показывает, что мы находимся в Самсаре. Если вас что-то беспокоит – оно не исчезнет. Я называю это “непрошеные гости”. Наши незваные мысли, чувства, эмоции – они просто приходят и остаются здесь. Даже если вы этого не хотите. Продвинутого практика Дзогчена не очень беспокоят эти дурные гости. Гости приходят – и гости уходят. Потому что вы не поддерживаете их.

 

Итак, это высшая функция Восходящей праны.

 

Прана Жизненной силы. Она способствует функциям познания и восприятия, обычно она дает возможность воспринимать гораздо больше. Иногда у людей очень хорошее восприятие – удивительно, как много они замечают. Вы можете быть в той же комнате, в той же ситуации, и вы видите только половину вещей, которые видит такой человек. У вас есть глаза, есть уши, все пять органов чувств -– но количество действия, производимого этими органами, совершенно различно.

  

Огненная прана. Когда пища хорошо усваивается, температура хорошо отрегулирована, вы чувствуете некое внутреннее блаженство. Это не просто комфорт. Вы знаете, как различаются “блаженство” и “удобство”. “Удобный” – это всего лишь удобный. А это – внутреннее тепло, которое я называю “внутренним блаженством”. Конечно, это прана, уравновешивающая физические элементы, но тем не менее то, что вы испытываете скорее в уме, нежели в теле, сильно отличается., поэтому я называю это “высшей функцией”, которая является переживанием в большей степени ума, нежели тела.

  

Проникающая прана – ее высшая функция опять-таки соотносится с умственными способностями, способностью быстро сображать. Четко, быстро, законченно. Таким образом, эти способности относятся именно к разуму. Когда имеются какие-то проблемы, когда ваш разум недостаточно быстр и силен – вам следует работать с Проникающей праной. В некоторых областях ваш разум может быть очень быстрым, а в других – наоборот, очень медленным, но здесь дело в знаниях, которые вы имеете или не имеете. А то, о чем я говорю, к знанию не относится. Даже в сложной ситуации вы можете быстро решить, с кем надо поговорить. Я четко знаю, чего я не могу – и меня это не огорчает.

 

Нисходящая прана – ее высшей функцией является включение в вашу практику блаженства, которое дает секс, того, что называют тантрическим союзом. Если вы обладаете необходимыми способностями и знаниями, в результате занятий любовью вы достигаете высочайшего уровня сознания. Это и является высшей функцией Нисходящей праны.

  

Третий уровень является результатом пяти практик.

 

Результатом работы с Восходящей праной является развитие органов чувств. Это упражнение способно даже избавить вас от головной боли.

 

Прана Жизненной силы. Эта практика помогает вам сделать вашу жизненную силу ясной. Вы не будете раздражаться из-за всяких мелочей. Тем не менее, иногда мы все же раздражаемся, и вы знаете, что делать. Делайте второе упражнение. Просто делайте его какое-то время, и наступит ясность. Если вашему сознанию не хватает ясности – делайте второе упражнение.

  

Огненная прана. Переваривание пищи и внутреннее блаженство.

  

Проникающая прана. Она помогает, когда людям трудно пошевелить рукой или пальцем. Когда чувствительность каких-либо частей или органов тела снижается, это упражнение помогает улучшить чувствительность. Чувствовать свое тело очень важно, поскольку наше тело, наши чакры являются основным средством для нашего духовного развития.

  

Нисходящая прана – это способность высвобождать и удерживать.

 

…так что привязанностей, воздействующих на вас, слишком много. Таковы основы большинства отрицательных эмоций, негативных переживаний.

 

Теперь о том, что считается окончательным знаком воссоединения.

 

Возможно, в Йоге вы слышали о людях, способных очень высоко прыгать. Это также в некотором смысле верно и для гимнастики; просто удивительно, насколько высоко прыгают люди. В мифах описываются люди, умеющие летать. Вы, вероятно, сталкивались с различными медитативными переживаниями и сновидениями, в которых Вы оказывались в других мирах. Иногда вы замечаете, что делаете то, о чем не могли и помыслить, чего не могли представить. Это – эффект Восходящей праны, знак Восходящей праны.

  

Что же касается праны Жизненной Силы, то существуют истории о людях, йогах, которые входят в другие тела. Как правило, покидают старое тело и входят в новое, молодое тело.

 

Огненная прана защищает от разрушения элементов. В основном это означает, что у вас становится меньше шансов умереть от огня или погибнуть в горящем доме. Вряд ли огонь вас убъет. Связь с этим элементом усиливается и, следовательно, вы становитесь менее уязвимы.

 

Проникающая прана может дать вам возможность менять форму, например, вы знаете, когда какое-нибудь просветленное существо превращается в мост, принимает другую форму, не только человеческую. Так что вы можете никогда не узнать, как просветленные существа помогают другим.

 

Нисходящая прана дает возможность быстро ходить.

 

Таким образом, эти элементы имеют множество функций, начиная от самых основных и заканчивая очень высокими".

Главная > Тензин Вангьял > Комментарии к практике Ца-Лунг. 1998 г.