Главная страница Форум Магазин Лигминча Программа Ринпоче
Главная > Тензин Вангьял > Буду учить таким способом всю оставшуюся жизнь
Тибетская традиция Бон
Институт Лигминча (США)
Тексты
Аудио
Видео (порядок просмотра соблюден)


     




Буду учить таким способом всю оставшуюся жизнь

«Буду учить таким способом всю оставшуюся жизнь»

Из Устных Учений, данных Геше Тензином Вангьялом Ринпоче летом 2010г.

 

В последние два десятка лет давно практикующие  ученики Геше Тензина Вангьяла Ринпоче заметили постепенное изменение его подходов к учению. Сегодня учения Ринпоче все больше ориентированы  на простоту, ясность и практическую значимость обучения с намерением помочь ученикам всех уровней прийти к действенному, опытному  пониманию той или иной медитативной практики с учётом своих личных  особенностей. Прошлым летом Ринпоче объяснил эволюцию своего подхода к обучению.

 

Каждый  мастер Дзогчен Шанг-Шунг ньенгью практиковал всю жизнь, и каждый пришёл к пяти линиям в своих основных учениях. В своих учениях я делаю акцент на их связь  с  повседневной жизнью и осознанием ваших собственных состояний тела, речи и ума в данный момент. Это мои пять линий.

 Я уверен в важности и действенности такого подхода. Обучение таким уникальным способом не представляет для меня особого  усилия. Скорее, это  происходит без усилий и по мере моего личного развития в понимании того, что  ценно в учениях. Это тот способ, которым я буду учить всю оставшуюся жизнь, и  пойду дальше в этом направлении, не сворачивая с пути.

В ходе обучения за последние 20 лет на Западе я встречал очень разных людей с различным происхождением и различными потребностями и ожиданиями. Я обнаружил, что многих моих учеников привлекает сложность. Они сосредотачиваются больше на том, что сложно понять и трудно достичь, и на попытках накапливать всё больше и больше новых учений; и меньше сосредотачиваются  на своей собственной практике.

Если Вы ищите сложность, её очень легко найти в духовных традициях Тибета, включая традицию Бон. Существует так много разных учений сутры, тантры, дзогчен и практик «колесниц причины», так много монастырских систем с  акцентом и на сложные ритуалы, и на интеллектуальное обучение. Одно из учений по Дхарме может быть взято из длинного текста, содержащего много разделов и подразделов, и может преподаваться пункт за пунктом, понятие за понятием, определение за определением, одно за другим.

Если Вы желаете серьёзно следовать духовному пути и иметь какую-либо реализацию, важны ли такие учения? Конечно, без сомнения. Разве не замечательно следовать традиционному подходу? Конечно, замечательно, и если кто-то готов это делать, я это поощряю.

Но важно ли уходить в монастырь, учиться традиционным путём и получать степень Геше? Конечно, нет. Традиционный путь со всеми его ритуалами и интеллектуальным обучением красив и содержателен. Но независимо от формы обучения я чувствую, что самое важное – это то, чтобы ученики понимали учения на личностном уровне.

В  отрочестве, когда я рос под опекой своего коренного учителя Йонгдзина Ринпоче, самой важной частью моей практики было сидеть с ним в медитации. Мы погружались в созерцание дважды в день, особенно ночью, перед сном. Конечно, я получал монастырское образование, но самой важной частью моего обучения были эти медитации в положении сидя.

Если Вы спросите: «Что самое важное в Бон?», то ответ будет простым: «Пребывание в природе ума». Вот такой ответ, вот такое учение.

Мастера Шанг-Шунг ньенгью, каждый из которых имел знаки достижения реализации, - это хорошие примеры. Что они делали? Они действительно применяли учения в своей собственной практике и  жизни. Они воспринимали это личностно. В истории о великом мастере Тапихрице рассказывается о том, как он посетил Нангжера Лопо по одной причине: чтобы помочь Нангжеру Лопо превзойти свою гордость. Тапихрица пришёл не потому что Нангжер Лопо пропустил пять томов передач канонических текстов или три тантрические инициации или не потому что он забыл произнести определенную мантру. Нет, Тапихрица пришёл учить его только потому, что он чувствовал, что Нангжер Лопо имел препятствие в виде слишком большой гордости и что ему нужно было работать над этим.

В самих учениях Шанг-Шунг ньенгью  перед учениками ставится задача вызывать в памяти свои действия, мысли, эмоции и чувства, и через эти переживания они входят в природу своего собственного ума. В своих учениях  я предлагаю вместо вспоминания мыслей осознать мысли, которые вы имеете непосредственно в данный момент. Вместо создания эмоций вы можете наблюдать за эмоцией, которая уже существует в вас, сознавали вы её или нет. Вместо анализа боли и несчастья самсары я поощряю вас к тому, чтобы вы ясно осознавали боль, которую испытываете прямо сейчас, боль, с которой вы себя идентифицируете. Такая боль более личная и конкретная. Это вы сами.

В конце концов, мы хотим изменить что-то в себе. Мы не просто работаем с теориями и интеллектуальными понятиями. Когда вы начинаете заниматься практикой на уровне своей личности, то она становится наиболее волнующей, свежей и живой. В любой момент, когда вы соприкасаетесь с такой практикой так, что слёзы текут, сердце открывается и блоки снимаются, это знак того, что практика совершенно живая и вызывает сильные изменения. Когда вы можете работать с собой таким путём, ваша практика может стать постоянно живущей в вас.

Можно подойти к учению с целью изучения новой, сложной визуализации, чтобы потом остаться с ощущением, что вы не только всё ещё испытываете боль или конфликт, которые вы хотели преодолеть, но также и новую боль борьбы со сложной визуализацией или неспособности следовать обязательству, которое вы дали перед практикой. Неужели  вы хотите именно этого?
В конечном счёте, если вы представите мастера дзогчен – совершенного йога, медитирующего в пещере – что он делает? Пребывает в природе ума. Работает с тем, что нарушает это пребывание. Это самая суть, и больше ничего нет. Форма, с помощью которой вы учитесь этой сути, может быть сложной или простой. Это личный выбор.

Вы можете учиться через искусство, через ритуалы, через музыку, и всё это хорошо. Что я пытаюсь сейчас донести – это то, что важно понимать учение на уровне своей личности. Для учителей  древних времен, которые были воистину реализованными, это то, как они занимались учениями и практикой. Сложные учения и ритуалы красивы и значимы, и если вы имеете к ним хорошее отношение, связаны с ними, то занимайтесь ими. Если же такой хорошей взаимосвязи с более традиционным подходом у вас нет, вы ничего не потеряете, если будете следовать более простому и прямому подходу к пребыванию в природе ума. Вот что я хотел донести до вас.

Главная > Тензин Вангьял > Буду учить таким способом всю оставшуюся жизнь