Главная страница Форум Магазин Лигминча Программа Ринпоче
Главная > Преодоление страхов > Трансформация страха в Путь
Тибетская традиция Бон
Институт Лигминча (США)
Тексты
Аудио
Видео (порядок просмотра соблюден)


     




Трансформация страха в Путь

Интернет трансляция Учения Тензина Вангьяла Ринпоче

22 апреля 2009

 

Сегодня хотелось бы начать разговор с источника: Откуда страх берет свое начало? Почему приходит страх?

Так или иначе, это связано с постижением самого себя. Например, мы все встали на духовный путь. Первое что мы должны спросить, почему мы встали на этот путь? Ответом будет – это попытка самореализации, познания самого себя. Как в Гуру-йоге, которую мы только что спели, говориться: «Пожалуйста, помоги мне узнать себя, свое лицо!» Таким образом, все начинается с этого. Все начинается с незнания самого себя. Конечно, возникает вопрос: а что значит, «познать себя?» Если я не знаю себя, то, что имеется в виду, когда говориться «познать себя?»

То, что мы знаем о себе – это наше эго. То, что мы думаем о том, кто мы. Как люди определяют самих себя, свое образование, профессию. Так много источников, которые мы определяем, намечаем, от которых зависим, приписываем самим себе. И когда-то, начинаем играть эту роль. Т.е. становимся адвокатом, доктором, учителем, мамой, папой…кем бы-то ни было. Какую бы роль мы себе не приписывали, мы начинаем о ней беспокоиться, до тех пор, пока она не станет более яркой, сверкающей, податливой, и в итоге, сливающейся, с нашей личностью.

Проблема в том, что, однажды отождествив эту роль с кем-то или с самим собой, вы становитесь серьёзными! Особенно, если вы вложили в это много денег. :) Или потратили много лет, чтобы получить это . Конечно, вы станете серьёзно к этому относиться. И относясь к этому всё более и более серьёзно, стоит ожидать, что скоро у вас появятся проблемы. Проблемы появляются в тот момент, когда вы начинаете к чему-то серьезно относиться. Я всегда говорю: еще одна самая простая формулировка для слова «серьёзность» - это «потенциально обладающий бОльшим количеством проблем!». Во всём. Если у вас отличные, фантастические отношения с вашим партнёром много лет, вы через многое прошли, много разделили вместе, наступит момент, когда один из вас станет серьезным и произнесёт: «Я хочу более серьёзных отношений!» Вы 10 лет провели в хорошем настроении, вам было весело вместе, но этого не достаточно! J Вы захотите более серьезных отношений. Затем, в какой-то момент начнется разговор, о том, как сделать отношения более серьёзными. Потом начнутся разногласия о том, что это значит – «более серьезные отношения». Они уже не уменьшаться… Т.е. попытка сделать отношения более серьезными - это путь обоих партнеров к страхам, беспокойству, небезопасности… много вещей проявиться , просто по этой причине.

Так, если вы посмотрите внутрь себя, единственная причина, по которой страх становится более явным – это слишком большая идентификация со своим эго.

Когда мы смотрим внутрь себя и думаем, кто мы, наша суть никогда не меняется! Это как небо. В своей основе, это как небо. Голубые облака, белые, красные. Неважно какие. Неважно, какая ситуация, неважно, какая погода. Все это как «орнамент пространства». В любой сезон, «орнамент пространства». Разве хотя бы одно из этих условий оказывает влияние на небо? Нет. Небо не подвергается влиянию. Городской смог влияет на небо? Нет , не влият . Небо неизменно ! Так же и наша суть похож а на это. Наша суть никогда не меняется. За пределами всего. За пределами наших мыслей, эмоций, нашего рождения, смерти, возраста, болезней. За пределами всего. И в любой момент нахождения на духовном пути, в любой момент, когда вы узнаете эту тайну , вы уже почувствуете разницу.

Потому что вы поймете, вы начнете чувствовать больше доверия, больше стабильности, независимости, бесстрашия, потому что вы знаете, что внешние события не так уж сильно что-то меня ю т. Внешние события меняет само себя . Я имею в виду, меняет себя, но не вас. Потому что у вас есть связь с таким местом в себе , которое не меняется никогда. Каждый раз, когда мы приобретаем бОльший опыт в этом. Опыт бесстрашия, приходит в нашу жизнь всё чаще и чаще. Проблема в том, что в большинстве случаев это го не происходит .

Если вы посмотрите на какой-нибудь особый страх вашей жизни, который беспокоит вас, например, сейчас… Посмотрите, прямо сейчас. Это не сложно - вы смотрите на это, то, о чем вы беспокоитесь прямо сейчас. Возможно это страх перемены. Не важно какой: перемена «потеря работы», перемена «потеря чего-либо», перемена «изменение вашего тела», неважно. Перемена – одна из основных причин страха.

Иногда я задумываюсь , почему перемены должны быть настолько пугающими? П очему? Почему перемены не могут быть проще? Почему мы не можем адаптироваться к переменам нашей жизни проще, чем мы это делаем? Почему так много об этом беспокоимся? Кажется, причина только одна . Н аша суть неизменна! Мы так или иначе постоянно ищем, тайно хотим знать об этом больше. Мы хотим больше знать об этом, понимать, иметь с этим связь, быть к этому более близко.Когда бы мы ни получали такой опыт, когда бы ни приближались к этому, мы чувствуем бОльшую безопасность, чувствуем себя гораздо лучше. Но кто это? Никого нет. Это даже не Бог. Мы можем обозначить это . Э то вы сами ! Когда бы вы ни приблизились к настоящему себе, в ы чувствуете себя лучше, безопаснее, более полно.

Я думаю, в от почему, мы так волнуемся по поводу перемен. Один из способов, я думаю, как мы можем переступить, выйти за пределы этого страха… А способов выйти, или вернее, попытаться выйти в общем-то, немного.

Обозначим это одной строкой: «Оставить всё так, как есть». Оставить это так, как есть. Значит, посмотрите на свой страх. Скажите: «Я боюсь этого!». «Я боюсь этого в моей жизни!». Смотрим на это. Я (здесь есть одно «я»)… т от кто… б оится такого-то события. Так кто этот «я»? Это эго. И обычно, что мы делаем? Мы пытаемся посмотреть на это эго , с большим доверием. Мы ему слишком признательны, благодарны. Мы пытаемся посмотреть на это эго как на учителя. Мы спрашиваем: « что ты думаешь? У тебя есть какой-нибудь совет для меня? » Оно говорит: « Да, конечно, есть! У меня много советов » . J У этого эго фантастический голос. Невероятный набор советов. И вы говорите: « хорошо, я это выполню » . Иногда мы обращаемся к эго, как к матери, отцу, как к родителю. Иногда видим в эго нашего друга. Т.о. мы слишком ему признательны. Имеется ввиду, мы не способны сделать перерыв от своего эго. Просто перерыв. Можете взять отпуск от эго? Или хотя бы отгул? Отпуск пока слишком много. От своего невероятного, прекрасного , полезного эго . Хотя бы час без него… Посмотрите, вполне уместно спросить: а сколько времени вы можете без него прожить?

Конечно, бывают моменты осознанности, когда вы пытаетесь сделать какой-нибудь перерыв от этого. Вы знаете, это не просто. Слишком много условий для диалога с нашим эго. Обсуждений с ним. Вы знаете, вы разговариваете с эго! Не нужно это делать старательно . Не делайте это хорошо, потому что эго точно знает, как с вами разговаривать. Гораздо лучше, чем вы знаете, как с ним разговаривать. Т.о. это не очень хорошая идея. Существует только одна мысль – отбросить Эго .

В учении Дзогчен говориться : «О ставить как есть » . Звучит просто. Но возможно ли это? Необходим о тренирова ться , чтобы научиться оставлять всё, так как есть. Когда вы оставите всё, как есть, что произойдет? Это наподобие, снегопад а в океане. Над океаном идет снег. Что происходит ? В тот момент, когда снежинка касается воды , что происходит ? Она тает! Но если есть кто-то ещё , между водой и снежинкой? Тогда есть шанс снежинке побыть немного ещё. Но если никого нет там, то в тот момент, когда она упадет вводу, она растает. Т.е. в тот момент, когда эго возрастает, но нет нико го, кто уделяет ему внимания , оно растворяется.

Это как с детьми. Я помню один случай , когда я сам был ребенком . Я толкнул сестру и подумал, что мама будет ругать меня, потому что я причинил сестре боль. Я озирался по сторонам. И уже собирался сам расплакаться . Но посмотрел по сторонам и видя, что никто не заметил этого, сказал : « ладно, не буду » . Потому что незачем плакать, если никто не смотрит . Особенно если бы мама увидела это, то я бы не заплакал, а закричал. Это то же самое. Все люди делают то же самое. Особенно пожилые люди. Когда молодые люди навещают своих престарелых родителей, те сразу начинают стенать: «о, мне так плохо, в моей жизни всё идет не так…» Их дети сразу напрягаются, думают, что же я могу сделать? Если же вы не навещаете родителей, то, что они делают? Они обсуждают со своими друзьями то же самое. Постоянно. И когда дети приезжают, они незамедлительно передают им это возбуждение. То же самое. Мы делаем то же самое. Наше эго – это в точности такая же вещь.

А когда нет наблюдающего? Вы оглядываетесь… «Ты не здесь, так»? Нет повода, чтобы сходить с ума. Я одинок. Это называется самоосвобождением. Потому что нет никого, кто бы нуждался в освобождении.

Есть сила, внутри нас самих, способная освободи ться . Поэтому это называется самоосвобождением. Потому что ваше эго и другое эго поддерживают друг друга. Ваш страх поддерживает это, ваша привязанность поддерживает это, ваша злость поддерживает это. Когда любой слабый аспект вашей личности уделяет этому внимание, тогда конечно. Эго не одиноко и с радостью поучаствует в вашей жизни. С радостью пообщается с вами. Поэтому вы просто оставьте это всё.

Что вы можете сделать? Может, вы можете привлечь своё внимание? Например, вы гуляете в парке и ослеплены мыслями. Что вы делаете? Вы можете просто не уделять этому внимание, попробуйте посмотрите на цветок. Уделите внимание цветку немного больше. Просто внимание. Чуть больше внимание на цветок. И это может помочь вам.

Лучшее, что вы можете сделать, называется прямое наблюдение за собой. Что это значит? Это значит, вы смотрите на себя: Кто это? Вы с этим не разговариваете. Смотрите, есть 2 вида внимания, 2 вида наблюдения. Первый, которым мы обычно пользуемся - разговор с самим собой, разговор, как с советчиком. Консультация, понимаете? Это не то, что нужно делать. Потому что вы говорите с этим. Разговор – это продукт концептуального мышления. Не надо разговаривать. Наблюдайте. Как наблюдать? Наблюдать прямо. Не думая. Вы смотрите на это: «КТО?» В момент, когда спрашиваете «кто?», смотрите на это. Представляйте, что ваши глаза повёрнуты внутрь. Итак, вы смотрите внутрь на этот страх: «кто боится?». Что происходит в этот момент? Страх и тот, кто смотрит , растворяются .

Вы обнаружили немного свободного пространства. Это пространство может быть не идеальное . М ожет идеальное . Н о возможно, это очень близко с тем, кем мы хотим быть. Потому что это открыто е пространств о, в котором эго больше нет. Эго освобождено. Это открытое пространство, где наблюдающего нет. Того, кто задает вопрос, тоже нет. Н айдите это пространство, соединитесь с этим пространством, распознайте это пространство.

Это как в других учениях говорят : «В стре ча с Господом !». Если вы верите в Бога, то это , вероятно, самое близкое место, в котором лучше находиться . Ближе всего к Богу. В нашей традиции мы говорим « Самантабхадра » . Это и есть Самантабхадра. Если вы думаете, говорите «познать себя». «Помоги мне познать себя ! ». Это и есть то самое «себя». То, чем мы хотим быть, то, что хотим познать. Мы говорим : «Б ыть ближе к себе » . Быть в этом пространстве это и есть способ быть ближе к себе. Это самый простой способ. Но б ыть близко к тому, кто напуган – это не способ быть ближе к себе самому. Может это процесс, но это не то . Это то, что мы постоянно делаем.

Тут несколько пунктов. Первый, это источник страха , т. е. недостаточно сильная связь с этим местом в нас самих . Например, если рассмотреть людей : их уровень страха, ситуаций, в которых вероятен страх, уровень переживания страха в жизни людей, уровень интенсивности страха в жизни людей, уровень частоты проявления страха. Бывает, что кому-то не требуется никаких причин для страха, но они боятся выйти даже за дверь. У многих есть очень много причин испытывать страх, у других их нет вообще. Кто-то, просыпаясь утром , боит ся всего мира . Боятся собственного существования . Т.о. разница в степени переживания страха может сильно зависеть от того, насколько близки мы к этому пространству. Как сильно мы с ним связаны.

Что это за пространство на самом деле? Это вы сами. И если вы посмотрите на это … З наете, иногда вы думаете о ценности нахождения в этом пространстве. Не думаю, что много людей видят эту ценность. Во-первых, это пространство не очень знакомо людям. Но временами людям оно нравится. Потому что они очень-очень напуганы, очень устали от многого : от разговоров, мыслей, взаимодействий, работы, и т.п. И когда они приходят к этому пространство, то это похоже на отдых. Это не потому что они привыкли к нему, а потому что устали от всего остального. От того, чем они занимаются. Это момент, когда они могут немного отдохнуть и идти сходить с ума дальше. Это не то что: «О, я открыл фантастическое место!» «Фантастическое место». Я больше никогда не вернусь. Это не так. Это так: «Я так устал от остального, поэтому мне нравится это место». Я пытаюсь полностью отдохнуть здесь, затем у меня есть ещё большое эго и я буду иметь с ним дело.

Вы отдыхаете, возвращаетесь к эго и спрашиваете: «Что дальше?» В прошлый раз мне было страшно. Когда-нибудь вы посмотрите на страх и он станет для вас глупостью . Вы боитесь одну вещь, одну слабость очень сильно. Вы смотрите на это и чувствуете, что у вас есть все основания испытывать стр а х. И в следующий раз, когда вы полностью излечитесь с помощью этого пространства , вы оглянетесь на него и посмеетесь над ним . И следующая вещь, которую вы поймете – вы также будете захвачены чем-то другим, таким же способом. Почему это происходит? Аспект эго проявляется в нашей жизни, и мы слишком сильно себя с ним отождествляем.

Следующий пункт, который нужно понять: это научиться оставлять это всё в его собственном месте. Давайте попробуем. Смотрим внутрь себя. Смотрим н а какой-нибудь один часто возникающий страх, который присутствует в вашей жизни в этот самый момент. Ощущаем связь с тело м .

Внимание - очень важная часть. Постарайтесь быть внимательными в этот момент. Постарайтесь направить внимание на это самое тело. Постарайтесь направить внимание на поток своего дыхани я . Постарайтесь направить внимание на эти самые мысли. Постарайтесь направить внимание на того, кто испытывает страх. Теперь просто спросите: «Кто боится?» Вы энергетически смотрите внутрь себя. Смотрите внутрь. На того, кто боится. Мы зовём это смотреть « прямо » , смотреть « обнажено » . Что это означает? Это означает , что вы не ждете появления конкретного ответа. Я задаю этот вопрос, произношу его. Но вы не произносите, вы представляете вопрос, смотрите обнажено. «Кто боится?» Повторяйте это. Учитесь повторять это. «Кто боится?» Не учитесь повторять это вслух, у читесь смотре ть внутрь прямо, обнаженно. Делайте так какое-то время, до тех пор, пока не увидите. Пока не увидите, что «здесь никого нет». Нет никого, кто боится, нет даже того, кто задаёт вопрос. Так как вы не нашли никого , кто боится , вы нашли обширное внутреннее пространство. Вы открыли новое, свежее пространство.

Это обширное , бесконечное пространство – духовное пространство. Как встреча с Господом , как встреча с Самантабхадрой. Узнавание этого , это как узнавани е истинного себя. Это пространство свободно от эго. Тот, кто распознаёт это – это чистое осознавание.

Это как ребёнок, который потерял свою маму давным-давно. И когда осознание видит это пространство, это пространство и есть мама. Дитя узнает маму. Спустя долгое -долгое время. Вы можете почувствовать безопасность, комфорт, теплоту, в этой связи пространства и осознания. Страха здесь больше нет. У этого пространства нет никаких границ. Нет предела у этого света, у свечения осознания.

Это один простой метод для практики. Может, когда м ы практикуе м вместе т.о., это не очень сложн о . Может практиковать в одиночестве будет гораздо сложнее. Но принцип тот же самый. Наблюдать прямо, обнаженным взглядом. Где «о бнаженным взглядом » - значит без мыслей. И это всё. Мы выходим за пределы этого страха. Мы выходим за пределы этого эго. Теперь у нас есть возможность остановки. Теперь в ы можете увидеть возможность сделать перерыв. Шанс, сделать перерыв. Понимаете? Маленький перерыв от эго. Возможно, да? Возможно.

Если же мы посмотрим на эго с другой стороны. Посмотрите на этот страх. Давайте посмотрим, как эго нами завладевает? Все, что мы делаем, это пытаемся отделить его. Или понять, что его на самом деле нет. Если рассмотреть, как эго нами завладевает: с уществует одно Большое Эго, «Эго Месяца ». Как в меню. Особое блюдо. «Эго Месяца» . И это «Эго Месяца» производит на свет своих деток. И понятно, что эти детки такие же, как их мама. Когда ЭГО говорит что-то, то они говорят «да!!!». Все эти эго говорят «да!». А некоторые эго говорят: «а может и нет». И после обеда, о дно эго , которое получше, пытается отделиться от всей группы. Но в конце дня оно возвращается и соглашается с остальными «эго». И это предсказуемо. Например, вы пытаетесь позавтракать тихо и спокойно. И все эти «эго» удивительным образом встречаются. «Большое Эго» говорит, маленькие соглашаются с ним, кто-то спорит. Вы слышите их всех и пытаетесь просто позавтракать. И вкуса еды уже не ощущаете, потому что вокруг очень шумно ! Понимаете? Видите, как трудно сделать перерыв от всего этого ? И скорее всего, одна из причин этого в том, что вы притворяетесь, что хотите позавтракать. Вы не завтракаете, вы на самом деле полностью, тайно присутствуете на этой встрече. Если бы вы, правда, ели завтрак, вы бы сказали: «ок, уходите отсюда» ! И они все один за одним ушли в течение часа. В течение часа или минуты они бы вас покинули. И единственная причина того, что они не уходят, в том, что вы говорите: « Да, ты прав; но не ты; может быть , но есть одно но…» Вы полностью во взаимодействии и диалоге. Каждый раз, когда вы погружены в эту беседу, вы усиливаете её. Нет возможности освободить хотя бы момент. То, что мы зовем «ц епкий ум » , полностью захвачен этой беседой.

Вот вам пример. Е сли бы вы оставили 1$ в трущобах сегодня, думаете, вы бы завтра его там нашли? Его бы там не было, так? Что произошло? Мы зовём это самоосвобождением. :) А если вы положите его в свой бумажник сегодня, завтра вы увидите его там снова? Да. Потому что он не может самоосвободиться. Нужна ваша помощь для его освобождения. Так ч то происходит? Если никто не уделяет чему-то внимания, не беспокоится об этом, то это исчезает. Эго и наши страхи очень похожи на это же. Мы слишком много уделяем им внимания. Захвачены ими. Обусловлены ими. Это как болезнь.

Мы скажем: «да, да, я знаю это болезнь, но каков рецепт для излечения ?» . Нужно действовать последовательно. Выделите полчаса для одно го особо го вашего страх а . Чтобы посмотреть прямо на него. Вы скажите: «Я смотрю прямо, но это не работает, мне кажется, эта практика не работает». Видите, вы разговариваете: «Мне кажется, эта практика не работает… Я не знаю , кто смотрит?..». Не нужно так делать. Наблюдайте обнаженным взглядом. Просто смотрите. Без мыслей. Когда вы смотрите, это растворяется. Если вы знакомы с практикой «5-ти слогов воинов». То тут мы делаем, то же самое. Вы издаете звуки, затем направляете внимание на коронную чакру, идете глубже, глубже, глубже… И в какой-то момент всё растворяется . Больше ничего нет. А если вы этого не делаете, то ваше пространство полностью открыто для диалога с эго. Это безостановочный разговор с самим собой. Это то, как мы теряем самих себя, своё осознание полностью.

Иногда мы теряем связь со своим телом. Вы просто живы, но вы не объединены со своим телом , вы где-то там.

Посмотрите на людей на улице, они громко говорят с самими собой, кричат, вы идете мимо и думаете, что они не в себе. Чем мы от них отличаемся? Не очень сильно . Мы не такие громкие. По крайней мере, внешне. Внутри, может даже громче. Вы знаете, что если очень шумно вокруг , то трудно уснуть ? Невозможно расслабиться. Так шумно, что н евозможно ощутить вкус еды. Невозможно увидеть чью-то любовь. Невозможно установить связь с самим собой. Очень шумно .

Есть ещё один сильный способ практиковать. Здесь мы обозначаем три коренных яда : 1 - неведение ; 2 - привязанность ; 3 - гнев. Посмотрите на свой страх. 

  • Насколько этот страх связан с гневом? Насколько гнев является причиной для страха? Насколько гнев усиливает этот страх?  
  • Насколько привязанность является причиной для страха? Насколько привязанность усиливает этот страх?  
  • Насколько сомнения и ли неведение являются причиной для страха? Насколько сомнения и неведение усиливают этот страх?

Просто попытайтесь посмотреть на это. Когда вы видите немного яснее, тогда вы просто делаете , как в практике « девять очистительных дыхани й ». Смотрите на этот страх. Особенно как в третьем дыхании - «дыхании через центральный канал». Имеется ввиду срединное место – центр вашего тела.

Давайте сделаем это. Изучите страх, который вас тревожит. Находим связь с этим страх ом.

Посмотрите, н асколько он связан с гневом ? Насколько гнев является причиной этого страха? Если гнев является корнем этого страха …М ожет не основным, а вторичным условием этого. Если вы что-то уловили, сосредоточьте на этом внимание. Когда сосредоточили сь , тогда зажимаете правую ноздрю, вот таким образом. Выпрямите тело . В дохните левой ноздрёй, зажмите левую ноздрю и выдыхайте через правую. Повторите несколько раз. Сосредоточьтесь на правой стороне вашего тела, на правом канале. Вы можете почувствовать небольшие изменения, немного больше ясности. Как если открыть одно окно в комнате с нехорошим запахом. Свежий воздух проникает, а плохой запах улетучивается. Чувствуется немного больше свежего воздуха.

Теперь п осмотрите на тот же страх, может быть, вы боитесь из-за своей привязанности к чему-то? Эта привязанность, как зловоние. Она не дает возможности ощутить чистый воздух внутри вас. Может именно поэтому приходит страх? Зажимаем сво им левым безымянным пальцем левую ноздрю. Глубоко вдыхаем через правую. Выдыхаем через левую, зажав правую. Повторяем несколько раз. Сосредоточившись на левой стороне вашего тела, на левом канале , вы можете ощутить немного больше чистой открытости.

Теперь сосредоточьтесь на центре вашего тела, от пупка до макушки. Постарайтесь отразить ваш страх . Посмотрите, возник ли этот страх из-за недостат ка веры, из-за неведения, сомнений, вопросов ? В конце концов, причина этого страха – недостаток веры в себя. Недостаток связи с самим собой. Недостаток самореализации. Потому что энергетически глубоко в центре тела поселилось омрачение. Энергетический блок. Затем глубоко в ды хаем через обе ноздри. Воздух про ходит с обеих сторон по каналам, соединяясь в районе пупка. И когда вы выдыхаете из центрального канала, вся эта энергия поднимается вверх и выходит из макушки в пространство, как дым, который исходит наружу. Вы чувствуете очищение центрального канала. Теряете свой страх и энергию этого страха. Повтор яем несколько раз. Делайте г лубокий вдох и немного более сильный выдох. Это как удалить весь плохой воздух в комнате, пуская свежий воздух. И каждый раз, когда вы это повторяете, вы чувствуете больше чистоты, больше свежести внутри себя.

Теперь перенесите внимание на центр своего тела. Вы можете почувствовать намного больше чистоты, больше открытости, больше свежести. Перенесите своё открытое внимание на центр своего тела, позвольте себе распознать эту часть тела . Позвольте этому месту в теле быть более ясным, более живым. Это как добавить силы своему внутреннему пространству. Это как принести свет солнца в небо. Внести лампу в темную комнату. Принести зеркало тому, кто хочет увидеть своё лицо. Вы смотрите на это и видите себя чисто. Вы являетесь собой. Вы обретаете связь с самим собой. Это как опыт, которого нам не хватало . Ещё раз: это как сын, наконец , нашедший маму. Близость, комфорт. Ничто не может изменить это. Ни рождение, ни возраст, ни болезнь, ни смерть, ни какая-то потеря – ничто не может изменить это достижение. Опыт этого достижения.

Ок. Если мы взглянем теперь на наш опыт. Если подытожим всё, что было сказано выше. П реодоле ть страх – это значит попытаться найти способ передышки от нашего эго. Иметь перерыв от нашего эго, это значит прямо наблюдать так , как мы дела ли . Если это работает . Е сли нет, то воспользоваться способом сильного энергетического дыхания, и это поможет. Потому что дышать так не очень сложно. Вы просто осознаете это, и дышите.

Но порой, нам необходимо верить. Я знаю, вы не верите, в « дыхание » , так сильно как в своё эго. Но попытайтесь поверить. Чуть-чуть больше, чем сейчас. Как минимум в перспективе. Каждый раз, когда вы в подобной ситуации, сложной ситуации знайте, вы можете «дышать». Не просто дышать, мы постоянно дышим. А «дышать» с особым осознанием, «дышать» особым местом в теле, «дышать» с особым вниманием. Уделять внимание особому месту в теле позже. Найти потом больше связей, и в итоге попытаться установить близость с этим местом. Это особый путь. Просто верьте в это чуть-чуть больше. В любое время, когда вы чувствуете проблему с вашим страхом, вы можете сказать «я всё-таки знаю, что делать». И если вы знаете, что делать, просто встаньте и делайте.

И конечно бывают моменты, когда вы скажете «о, это не сработает, я знаю, что не сработает». Конечно, это кажется не действенным, когда об этом только говорить и говорить. Если у вас будут подобные мысли , то думаете, что так думать – нормально. Если вы думаете т.о., прорвитесь сквозь свои мысли, ведь мысли - это ещё одни дети страха. Мысли - это ещё одни дети эго. Скажите (показывает жестом)… Б удьте уверены, это сработает. Ваше эго скажет: «Конечно, это не сработает, будь серьёзней, побеспокойся о себе. Это действительно очень важно в твоей жизни. Работай с этим. Е сли всё, что необходимо делать, это какие-то дыхания, и все проблемы уйдут, то это не правильно! Будь серьезней! » : ) Вы: «Да, конечно, это правда. Я должен быть серьезней. Я должен быть осторожен».

Конечно, иногда вы будете беспокоиться, иногда будете серьёзными, иногда будете поглощены чем-то, но это не означает, что нужно быть поглощенным этим 24 часа. Это не означает, что нужно быть поглощенным этим, готовя свой завтрак. Это не значит, что нужно портить настроение тому, кого вы любите. Это не значит, что это повлияет на какие-то другие вещи, которые вы пытаетесь сделать в жизни . У вас просто будет время. Время на то, что бы сделать что-то. Понимаете? Вы можете сказать: «каждый раз, когда я о чем-то думаю, я выделяю время подумать об этой вещи ». И когда это время кончается, говорите мыслям: «до свидания!». Это здоровый способ жить. Иначе, всё становится серьёзным. Я знаю некоторых людей. Всё что они говорят, это серьёзно. Вам e - mail , с пометкой : «срочно!» У некоторых людей все письма «срочные». Их ж изнь становится «срочной». Т.о. если вы хотите сделать перерыв от некоторых привычек , особенно от эго и обнаружить некоторую связь с самим собой . То это то , что выглядит как ценность жизни . В конце концов – наибольшая ценность жизни , е сли у вас есть хотя бы один умиротворенный день, это дорого стоит. Потому что не вы сможете повторить этот день снова. Вы можете сказать: «О, у меня был потрясающий день вчера и я собираюсь повторить его сегодня ». У вас может быть будет день ещё лучше, но этот уже ушел. Когда у вас случается момент мира в уме, это очень ценно.

Вопросы

Я готов ответить на вопрос ы . Я открыт для вопросов со всего мира :)

- Если вы чувствуете, что у вас есть особенные энергетические блоки в определенных местах тела, должны ли вы фокусироваться на этих местах во время практики?

Я думаю, что это как в практике «девяти дыханий». Мы её так называем, потому что там три основных цикла дыхания правой стороной(стороной гнева), левой стороной(стороной привязанности) и центральным каналом(неведения). Попытайтесь понять, что когда вы смотрите на страх, как на эмоцию, вы можете видеть, что страх содержит эти три элемента внутри. Т.о. мы делаем так. Если же у вас есть особенная боль в каких-то частях тела, конечно же, вы можете делать это. Когда дышите, мы можете освобождать энергию наружу из этих областей. Особенно, если у вас определенные эмоции, иногда вы можете сказать : «у меня грудь болит , с ердце не находит выхода, из-за гнева, из-за чего-то другого», тогда вы должны сфокусироваться на этом месте особенно. Т.о. ответ – да.

- Имеет ли практика мгновенный результат ? Потому что, когда я её выполняю, я чувствую себя отлично, но после неё, возвращаюсь в обычное состояние.

Это нормально. Смотрите, если взять этот листок и скручивать его долгое время… Это ваше эго. Смотрите, это эго и страх. Они любят так всё сжимать. А потом вы разворачиваете листок. Смотрите, когда вы держите его развернутым, это ваше осознавание. Оно держит его так в этот момент. И в момент, когда ваше осознание начинает беседу с вашим эго, что происходит? Всё возвращается назад к своему нормальному состоянию. Это нормально. Так как возможно изменить что-то давным-давно укоренившееся? Способ, которым мы связываемся с нашим эго, удивительный. Пока вы завтракаете, вы всё ещё увлечены беседой. Подумайте над смыслом слова «занят». Мы постоянно говорим: «Я занят». «Я занят - у меня нет времени на что-то». Вы говорите так? Я знаю практикующих, которые часто говорят: «в последнее время я очень занят, у меня нет времени на медитацию». Да? Люди говорят такое? «В последнее время я очень занят так, что у меня нет времени на то, чтобы заниматься тем, что мне нравится, искусством, творчеством, развлечениями». Но, у тебя есть время на беспокойство? «Я могу совмеща ть своё беспокойство и поход в кино». «Я могу совмеща ть своё беспокойство и пикник с семьёй». «Я даже совмещаю своё беспокойство и блаженство медитации». Наверное, можно немного находится в блаженстве, а потом немного так(хмурится)… Мы стали такими мастерами в беспокойстве, что м оже м беспокоиться в любое время, в любом месте. Без причин, без поддержки, спонтанно. Видите? Как глубоко мы реализовали эти чувства беспокойства и страха? Конечно, это за ймет время. Польза этой практики в том, что когда вы это делаете, это даёт немедленный результат. Конечно, некоторые люди не получают результат сразу. Но глубоко внутри они на самом деле не делают практику. Они делают так, да? Они держат руку так, потому что думают: « это будет выглядеть не очень хорошо, если я не буду делать, как другие » . Но делаю ли я практику? Нет, потому что это не затрагивает моего сердца. Моё внимание не здесь, моё осознание не здесь. Я просто так сижу. Но в тот момент, когда приходит эго: «Да! Я здесь!». И вы полностью поглощены диалогом с эго. Так сколько внимания вы уделяете общению с эго и сколько внимания у вас есть всего? Сколько внимания вы полностью уделяете практике, таков и результат. Конечно, это за й м ё т время. Но если вы сохраняете доверие к этому. И если вы так же сохраняете это довер ие, когда сталкиваетесь с проблемами… То не нужно никакого другого решения. Это и есть лучшее решение для вас. И пытаясь практиковать с чувством доверия, вы найдете помощь. Абсолютно точно. Да.

У меня ещё один вопрос из Интернета. …………

Да, конечно. Это вопрос о б о сознании. Даже когда я говорю здесь и сейчас, я могу осознавать то, что хочу сказать или нет. Или если вы слушаете меня, мы можете быть в полном присутствии, пытаясь слушать или, несмотря на то, что ваше тело здесь, вы можете отсутствовать. Видите? Т.о. внимание играет основную роль. Т.о. внимание это то, что сократит господство эго. Подумайте о монахах. У них есть обеты . Внимание - это то, что сохраняет их обеты . Если вам что-то сниться… Например монах, которому сниться, что он что-то крадет, он очень голодный и увидел пищу и рядом никого нет, он подходит ближе и пытается взять еду и неожиданно понимает, что «я не могу это взять, я дал обет». И это осознавание во сне монаха, это и есть обет этого человека. Таким же образом в нашем внимании в состоянии бодрствования, мы постоянно пытаемся пребывать в присутствии. Конечно, что бы мы ни делали в таком состоянии, это будет протекать лучше. Делая это много раз , мы выработаем привычку . Иногда я не знаю, кто это всё делает. Я не знаю, кто говорит. И конечно, когда вы сказали много всего, вы иногда спрашиваете: «я так сказал?». Конечно, может и не вы. Ваше эго сказало. Если вы думаете, что ваше эго - это ваш друг и советчик, тогда может и вы, потому что вы с ним одно целое. Конечно, цель практики – это постараться увеличить частоту появления осознавания в нашей жизни. Пока мы бодрствуем или спим. Больше присутствия осознавания здесь уменьшает время общения с эго.

Вопрос о том, что делать, когда страх перерастает в ужас и панику и полностью теряется контроль над происходящим?

Во-первых, нужно напомнить себе, что вы достаточно удачлив ы, что страх не такой уж большой, чтобы помешать вам, делать практику. И если вы распознаете свою удачу, то, что страх не такой уж большой, и если вы будете часто это повторять, как упражнение, т.о. делая это чаще, привыкая к этому действию, это то, что поможет вам. Потому что это станет привычкой. Т.е. вы будете знать, что нужно делать. Может это не очень просто сделать, но может быть проще, чем вы думаете. Это вопрос о достаточной вере, близости и опыте. И если это делать часто, как например, упражнение «девять очистительных дыханий»… Что это значит? Это значит пытаться сократить ваш гнев, привязанность, сомнения, являются ли они пассивными, либо активными или только зарождаются. Это потрясающе, в любой момент, когда мы делаем это - мы всегда это делаем перед медитацией. Вы можете сказать, если я медитирую, зачем ещё делать «девять дыханий», я и так делаю хорошую вещь. Может потом сделать «девять дыханий»? Это не так. Если делать «девять дыханий» после получасового сидения, то качество будет другим. Поэтому мы делаем это, поскольку это даже очищает воздух. Мы не должны делать практику, только потому что у нас большие проблемы. Повторяя это как можно чаще, мы обретем понимание и близость с этим. Это как обет. Некоторые люди знакомы с практикой и да же помнят, что делать , но не хотят делать. Интересно, что мне , как учителю, часто задают вопрос: «У меня есть вот эта проблема, какую практику я должен делать?». После долгих, многочасовых объяснений, о том, что необходимо делать, если у вас проблема, обязательно кто-то спросит: «У меня есть вот эта проблема, какую практику я должен делать?». Что это значит? Это значит, «я знаю, что вы тут говорите о ярости, что можно делать это, можно делать то в этом случае, но вот у меня действительно проблема! И что мне делать?». Это именно то, что вам и надо делать. Это именно то, о чем я говорю. Я говорю с тобой. Я говорю именно об этой проблеме. Вот, что вам делать. Конечно , все чувствуют свои собственные проблемы и они кажутся очень большими, яркими, трудными. Но это то место, куда и нужно привнести практику. Никто не говорит, что это всегда будет легко. Но если вы доверяете этому, это поможет. У меня самого есть опыт в этом деле. Конечно, даже если у вас есть опыт в практике, эго по-прежнему общается с вами. Но ваш голос гораздо сильнее. Это как очень шумный голос в группе хороших людей. Если группа сильна, то шумный человек будет становиться всё тише и тише, пока совсем не исчезнет. Если группа слаба, то шумный персонаж одержит верх. Это то же самое.

Вопрос о том, может ли практика быть нашим прибежищем?

Да, именно так. Практика и есть ваше прибежище. Потому что, если вы практикуете и верите в это, то не важно где вы, это будет с вами. Ваши проблемы способны путешеств овать вместе с вами. И ваша практика должна быть способна путешествовать с вами. Так? Вместе. Один за другим.

Вопрос о том, как можно изменить чьё-то отношение к страху. Практиковать самому и помочь таким образом или посоветовать ему, заняться практикой тоже?

Это зависит от ваших с ним взаимоотношений. Иногда бывает, что мы передаём страх друг другу. Я могу передать свой страх другому и притвориться, что сам не боюсь. «Я не боюсь, это же твоя проблема». Помню одного друга, который, может и интересовался чужими проблемами из-за хороших соображений, но делал это так: «Как твои дела?» Так, как будто бы его голос раздавался из какого-то очень тёмного и холодного места. И тут не могло быть другого ответа ему, кроме: «Я не очень хорошо». В случае если вы хотели изменить эту ситуацию, и ответить: «Я в порядке!». Он говорил: «Ты уверен?». Иногда мы очень близки и сильно влияем друг на друга. Если вы с кем-то близки, и уверены, что страх не является частью вас, то будьте уверены, что можете поработать над ним вместе. Но если, кто-то с вами не очень близок, то вы можете посвятить практику ему, помолиться за него. Это может помочь. Но всё же, он должен делать свою работу сам.

Вопрос из Интернета. :))) У христиан, сказано, что Б ог помогает тому, кто помогает себе сам. Др. словами у эго тоже должна быть есть какая-то польза. Пожалуйста, прокомментируйте, как это может быть полезно.

Ну, например, мысли могут быть очень полезны. Мы можем анализировать, имеем возможность осознавать что-то. В нашем мире, без мыслей было бы очень трудно существовать. Но нужно ли нам такое количество мыслей? Мы думаем больше, чем это необходимо. Иногда бывает так, что на протяжении часа у вас нет никаких мыслей. И вы несетесь 100 км/час и не боитесь разбиться, т.к. если нет мыслей, и кажется, что не может быть и аварии. Это удивительно, но так оно и есть. Если у вас есть мысли, то вы вероятнее достигните точки назначения.

Было такое исследование в Голландии, посвященное принятию решений в бизнесе. Кто принимает решения лучше: тот, кто думает много и говорит много или тот, кто меньше думает и говорит? И результат был таков, что решения принимаются лучше, если меньше говорить и обдумывать меньше. Это правда. И в жизни так же. Если обратиться к тантрическим практикам, мы найдем там «формирующую стадию». Нечего формировать, если у вас не мыслей. Эго нельзя высвободить без мыслей , ведь нет эго, нет мыслей. Это правило . Будьте уверены, что это правило . Но что происходит с большинством? Мы думаем слишком много. Нам нужен перерыв. От мыслей нашего эго. Это как внимание. Наше внимание тоже очень мощн ый инструмент . Например, если вы пытаетесь сконцентрировать сознание на себе самом, вашим вниманием управляет ваше эго. Например, вы кушаете свой завтрак, который вам нравится. И в тоже время спонтанно, естественно страх и эго появляются и захватывают вас. Они здесь.

Теперь вопрос в том, что вы видите эти мысли очень ясно: «У меня есть эти мысли, они здесь, они меня занимают. И у меня есть мой завтрак передо мной. И у меня есть выбор. Уделить внимание моему завтраку или уделить внимание это встрече. «Внимание» - имеется ввиду, что умственное внимание может быть сосредоточено на ощущениях. Т.е. если мне правда нравится вкус завтрака, моё умственное внимание следует за чувством вкуса и чувство вкуса следует за едой, то получается, что они оказываются неразрывно связаны вместе. Но если моё внимание не следует за ощущениями, за едой, то значит, я говорю ему: «иди куда хочешь». И приглашение уже здесь. И оно устремляется туда. Если вы учитесь управлять своим чувственным вниманием, то это вам поможет, несмотря на то, что это не просто. Например, у меня есть выбор на что смотреть, на это или на то, у меня есть выбор, я владею своей шеей. Я смотрю сюда, полностью сосредоточиваю внимание на этом. Как в практике Шинэ. Одна из причин, зачем необходима эта практика, в которой мы устремляем взор на предмет, не моргаем, сильно сосредоточиваемся, это и есть причина – это очень трудно делать. И причина в том, что когда мы делаем это, мы и наш ум вместе. Хорошее сосредоточение не значит напряжение. В последствии, можно добиться сосредоточения без всякого напряжения. Но во время практики, сосредоточение на чувственном восприятии играет важную роль в направлении ума в нужную сторону. Направить своё чувственное восприятие в правильное место легче, чем направить свой ум в нужное русло. И если чувственн ое внимание подчинено, то оно поможет уму. Т.е. мы делаем то, что проще, а затем совершенствуем то, что сложнее. Это называется «искусный метод».

Ок. Спасибо всем. Я рад был быть здесь с членами сангхи со всего мира.

Главная > Преодоление страхов > Трансформация страха в Путь