Главная страница Форум Магазин Лигминча Программа Ринпоче
Главная > Бон > Введение, отворяющее новичкам Врата к Учению Бон – Великой Колеснице Просветления.
Тибетская традиция Бон
Институт Лигминча (США)
Тексты
Аудио
Видео (порядок просмотра соблюден)


     




Введение, отворяющее новичкам Врата к Учению Бон – Великой Колеснице Просветления.

История, исследующая религию и цивилизацию за многие тысячи лет от самых своих истоков, подобна капитану, ведущему корабль в потоке мировых культур, и является квинтэссенцией мудрости. Знания о ней появляются благодаря большим исследовательским усилиям ученых, но в качестве первого ознакомления предлагаю читателям эту небольшую книгу – введение в историю. Для того, кто заново отворяет врата, ведущие в область знания множества сведений, касающихся Бона, открывает врата мыслящего ума, она зажигает светоч, указывающий путь для ознакомления с историей. Чтобы, взяв ее себе за основу, читатель смог проплыть весь океан истории религии и культуры, необходимо так же чтобы он, полагаясь на корабль усердия и анализа, высоко ценил и тех, кто обладает оком мудрости. Когда путешествуют по великому пути узнавания, время от времени возникают трудности преодоления фантазий и неведения, но, в конечном счете, он приводит к уверенности в осознаваемой истине. Когда же, вступив на путь изучения, мы испытываем десятки тысяч проблем, то обязательно надо обращаться за советом к блеску и могуществу ученых, обладающих сотнями тысяч исследовательских навыков.

Таким образом, в саду различных соперничающих мировых историй, культур и религий сияют жаркие лучи яркого света знания десятков миллионов широко образованных знатоков, отчего капли сердца ученых расцветают цветами множества сотен сочинений, и постепенно созревают плоды – история, содержащая смысл их сердец. Благодаря именно этому избавляешься от таких недостатков, как слепота бездействующего органа зрительного восприятия и немота закрытости лепестков речи, и приобретаешь человеческие способности разговаривать и понимать смысл. Таков этот ключ осознавания, что дается читателям, которые распахивают врата пока еще невежественного ума. И тогда, развязав узел корня горла (то есть речи), приобретаются сотни языков, на которых можешь говорить, и, раскрасив видящие очи в сотню цветов, раскрываются лотосы совершенного знания. Однако, хоть во всем этом громадном хранилище драгоценностей религий, культур и историй этого мира, существует множество могущественных самоцветов, способных исполнить даже желания, которые превосходят сферу моего разумения, но в данном случае я хочу поднести из них читателям на рассмотрение следующее. Эта традиция Вечного Бона белых шапок, родившаяся в стране Ситпи Шангшунг Мар (пупе могущественной держательницы драгоценности земли), которая среди бесчисленного количества звезд религии, культуры и истории подобно владыке семерых чистокровных коней излучает яркий блеск, и я прошу читателя обратить свое внимание к природе этого опыта, дабы постичь и узнать его. Если посмотреть на время существования этой традиции от самых истоков ее возникновения, то можно определить, что ее жизнь насчитывает более восемнадцати тысяч лет. Если же посмотреть на ее распространение в настоящее время, то она отнюдь не является самой распространенной на Земле. Во-первых – это потому, что она является религией малочисленного народа, во-вторых – язык и письменность на которой она существует мало известны и распространенны на Земле, в третьих – на протяжении трехсот с лишним человеческих лет эта традиция сильно ослабла из-за нестабильности вызванной разнообразными неблагоприятными обстоятельствами, причинившими ей большой вред. Вот почему этому яркому белому свету и славе этой традиции не было возможности распространиться на всей Земле. И поэтому же ее история до сих пор не достигла ушей и не стала объектом непосредственно рассмотрения множества читателей, но, по-прежнему, остается в скрытом, ущемленном состоянии.

Тем не менее, не смотря на столь малое ее распространение, эта традиция, в числе многих других драгоценных мировых традиций с богатой историей, заключает в себе чрезвычайно важный внутренний смысл. И более того, бесспорно, она является, в частности, корнем, из которого произошла религия, культура и вся история Тибета. По-прежнему в числе множества мировых наследий культура и история страны Заснеженных гор является предметом изучения, в частности, она является родиной знания тибетских старожилов, ведь в числе множества других спорных вопросов, которые обсуждают сотни ученых, имеется вопрос и о роли тех или иных исторических лидерах. Поэтому эта культура и история Вечного Бона приветствуется в настоящее время и ее героический рык знаний разносится среди множества народов планеты, приводя обоснование предварительной истинности. Когда же у множества молодых людей, вышедших из широких врат, ведущих к мудрости, благодаря изучению, изысканиям и оттачиванию своего понимания Бонской истории и культуры, в уме появится картина долгой и древней цивилизации и истории своего народа, тогда и придет благоприятное время для нового рождения этой цивилизации.

Таким образом, для читателей, имеющих белый свет в сердце, который освещает историю и литературу этой традиции, хоть такой человек, как я, с ограниченными врожденными и приобретенными умственными навыками и малыми средствами для исследования и лишен большой на то способности, но со всем уважением я должен употребить хотя бы свои малые силы и поднести в качестве подарка с большим почтением эту насущную на данный момент книгу – поводыря по Бонской истории, культуре и религии, под названием "Введение, отворяющее новичкам Врата к Учению Бон – Великой Колеснице Просветления". Однако, как сказано в пословице: "Мал цветок, да подношение богам," – эта маленькая ознакомительная книжица, украшенная гирляндой слов и смысла, хоть по части слов и не является объемистой, а по части содержания является записками по историческим фактам, извлеченным из океана Бонской литературной традиции – это очень краткая версия содержания сотен книг, отчет о множестве исследованных трудов и разъяснение разнообразных высказываний. Кроме того, эта книга – лишь семя, служащее основой по исследованию истории для тех, кто обладает оком понимания, она – словно поводырь, указывающий путь истории для всех интересующихся этим.

Поэтому если у меня получилось, чтобы данная книга, в контексте ознакомления со множеством необходимых сведений по истории, в малых словах, но с сохранением полного смысла, оказалась доступной для понимания и легкой для чтения, то она будет полезна для всех стремящихся к знанию новичков, открывая им заново врата, ведущие к этому знанию. В частности она окажется словно бы первой ступенью для их первого шага. Вообще говоря, собственно историю и культуру можно сравнить с днем в полном разгаре, тогда как предварительное ознакомление подобно предрассветным вестникам, подобно ключу, отворяющему врата знания, ведущие к хранилищу драгоценностей, подобно водителю машины знания пересекающему океан множества литературных трудов, подобно колесу Учителя, движущего великую традицию истории, подобно человеку, знакомому с трудной дорогой истории противоречивых сведений. В таком случае для тех, кто не знаком с Боном, эта книга, по своим качествам, окажется словно светоч, освещающий путь, а стало быть, эта книга, думаю, как в пословице: "Хоть еще и ребенок, но уже Сын достойного Рода".

Предоставляю читателям обзор общего содержания этого текста. Основное содержание книги – ключевые моменты истории Бона – распределено по пяти главам:

В первой главе мы опишем, главным образом, общие наиболее важные положения Бона, объяснив их в форме вопросов и ответов.

Во второй главе дадим объяснение значения того, что такое Бон и Вечный Бон (Учение Свастики), и главные деяния, которые совершил Учитель Шенраб Миво на протяжении своей жизни, – опишем двенадцать его деяний.

В третьей главе расскажем о наиболее известных во времена Шангшунга восемнадцати царях, увенчанных рогами птицы, после чего расскажем историю сорока двух тибетских царей, начиная с Ньятри Ценпо и кончая Ландарма Удум Ценпо, таким образом, вкратце описав династии царей Шангшунга и Тибета.

В четвертой главе приведем важные для регулярного зачитывания тексты – "Семь драгоценностей благородных – Практика Бона", а именно: Просьба знать, Зарождение настроя, Прибежище, Раскаяние, Совершение Подношений, Молитва к Ламе, Посвящение. Объясним слова этих ритуалов, и приведем некоторые комментарии на их значение. Кроме того, здесь мы приводим слова трех сердечных мантр и стослоговой мантры, а также разъяснение значения их слогов.

В пятой главе мы приведем таблицу восемнадцати тысяч с лишним лет, то есть трехсот шестидесяти одного Чжундэна, прошедших со времен прихода Учителя Шенраба. А также приведем таблицу, где указаны даты рождения и смерти тех исторических деятелей, что жили на протяжении этих лет – особые Ламы, ученые и цари, знаменитые люди, а также даты основания различных монастырей. Короче говоря, представим в ясной форме различные исторические даты.

За время написания этой книги и ее издания большую помощь мне оказал генеральный директор Сунъюла компании Нэнчжа-Шагце в Пекине, а также Марон-Пуян-Гьяцо, Напа-Таме и другие с которыми я главным образом поддерживал контакт, и которые в целом и каждый в отдельности частным порядком всячески содействовали успеху этого предприятия. В частности особое содействие мне оказал Учитель высшей тибетской школы Лхачжам-Ла в переводе этой книги на китайский язык. Всем им я хочу выразить мою особую благодарность.

Причиной написания этого краткого справочника стало то, что несколько лет назад, когда многие иностранцы, также как и представители нашей страны, и, главным образом, ученики традиции Юн друн Бон многих национальностей стали проявлять интерес и проводить исследования по истории Бона, появилось это краткое введение, знакомящее с ключевыми моментами Бонской истории. В частности совсем недавно поступило предложение от Пала Тэнпа Другдраг Ринпоче о необходимости написать таковую книгу. Поэтому, в пятнадцатом году триста шестьдесят первого Чжундэна после рождения Предводителя существ – царевича Мугьял Тхёкара, в год Земляного Тигра этот текст был вроде как написан. Однако его автор, то есть я, обладаю лишь малыми умственными способностями и находясь во власти воров забывчивости и неведения вполне возможно, что я допустил ошибки и неточности, за что прошу прощения у читателей и великих ученых, и прошу помощи их бесценных предложений подобных драгоценности Кетака, чтобы устранить все недочеты из текста.

Долгое время получавший питание слушания и размышлений под защитой сострадания нераздельных, как Солнце и Луна, Наставника и Настоятеля Гьялва Менри, я – Гово Геше Тэнзин Друг Драг написал это сочинение в солнечном городе – священной обители богов (Лхаса), высокогорном пупе снежной долины, 15-го числа, 10-го месяца, 1998-го года – в день благоприятного сочетания созвездия Гьял и планеты Юпитер для успешного осуществления.
Глава 1.1 
/uchenie/glava11?format=pdf
Наиболее важные сведения, касающиеся Учения Бон, в вопросах и ответах.

1. Каково значение слова "Бон"?
Слово "Бон", в общем, означает все познаваемое, которое познается мыслью. В частности, оно ознальное, оно означает реальность (gnas lugs), как сущность всех явлений (bon nyid), и означает защиту существ от страданий. Также, слово «Бон» означает речевые действия, такие как песнопения, чтение в слух, призывания и т.п.

2. Каково значение слова "Бонпо"?
Что касается слова "Бонпо", то Бонпо называют всякого, кто практикует один из двух видов Бона: 1) "Бон вершины Вселенной" (ya thog srid pa'i bon) – Учение, существовавшее до прихода Учителя Шенраба, 2) "Бон Свастики" (g.yung drung bon) – Учение, основателем которого является Тонба Шенраб.

3. Кто был Основателем Бона Свастики, и что означает " Бон Свастики"?
Основатель Бона Свастики – это восьмой Предводитель живых существ, Победоносный Тонба Шенраб. Бон Свастики – это Учение, защищающее всех существ, желающих освободиться от страдания и желающих быть счастливыми, от всякого страдания временно и окончательно.

4. Каков главный символ Учения Бон?
Главным, особым символом Учения Бон является "Юндрун Чакшин" (g.yung drung chag shing) - Свастичный Жезл. Вот, как он описывается в тексте "Жаше-Пиван-Другьюр":
Этот символ золотой свастики, являющийся
Знаком неизменности и неубывания Бона,
Означает обретение вечной сути,
Включая в себя целиком все восемнадцать символов и их значения.

В тексте "Юндрун-Ледак" сказано:
В частности, этот Жезл, скрепляющий Вселенные,
Поколения жрецов-шенов, озарявших восемнадцать корзин (sde snod),
Подобно самому Шенрабу брали в руку, как опору,
И учили. Когда они вращали его во главе всех этих Учений, то
Одолевали все сомнения и ложные взгляды.

Значение слогов названия "Юндрун Чакшин" таковы:
Юн (g.yung) означает невозникающую реальность (bon nyid) – абсолютный смысл,
Друн (drung) означает непрекращающиеся явления (bon can) – относительный уровень,
Чак (chag) означает сломанную шею – ложные взгляды,
Шин (shing) означает спрямляющую палку (drang shing), что не дает свернуть с Пути Освобождения.

Форма Жезла следующая: на каждом из двух его квадратных окончаний находится по свастике (g.yung drung), между собой они скреплены стержнем Чум-Жог (lcum bzhogs), причина наличия этих трех составных частей Жезла заключается в том, что они символизируют три раздела Учения Бон: Сутру, Тантру и Дзогчен. Две свастики символизируют Сутру и Тантру, а стержень Чум-Жог символизирует непревзойденное Великое совершенство – раздел Дзогчена.

5. Почему Учение Бон называется Учением Свастики белых шапок?
Вообще говоря, разные тибетские религиозные традиции часто называются по цвету тех или иных шапок, принятых в данной школе. В данном случае причина того, почему Бонское Учение называют белошапочным, заключается в том, что, во-первых, как следует из разных Бонских источников, в старину во времена Царства Шангшунг, главным образом, носили белые шапки и синие одежды.

Во-вторых, позже, во времена тибетских царей распространилось главным образом Учение Тантры, поэтому долгое время была широко распространена тантрическая белая шапка (sngags zhwa dkar po rtse rgyal).

В-третьих, Бонскую белую шапку часто используют во время тех или иных церемоний, как то: объяснение Сутры или Тантры, диспут, посвящениях Ванг, Лунг и т.п. Эта шапка является символом Учения Верховных Держателей Пути Освобождения, символом величия Ламы Шенраба, символом, обозначающим Бон Свастики, таковы три символа и значения этой особой шапки. Существует еще много причин такой ее исключительности, о которых ясно говорится в сочинении Лачен-Дренпа "Жаше-Пиван-Другьюр". Именно поэтому Бонское Учение носит название Учение Свастики белых шапок.

Если спросите: "Сейчас в разных монашеских орденах носят островерхую шапку Цежа (rtse zhwa), не является ли она исходной?" Эта шапка широко распространилась среди разных тибетских монашеских орденов позднее, вследствие распространения учения желтых шапок. Однако, в Бонских или Буддийских текстах неприводится никаких сведений о происхождении этой островерхой шапки Цежа. 
В частности, в Бонском тексте "Цагью-Ньидрён" (Коренная Тантра – Светоч Солнца) говорится:
"Демон (bdud) Нгамин-Чопо (nga min chos po)
Носит на теле желтое покрывало,
А на голове – торчащую шапку (zhwa gtsug) с отщепленным верхом (grum tse)."
Откуда ясно, что это шапка демона (bdud). 

В тексте "Жаше-Пиванг-Другьюр" говорится:
Отщипнутый верх, искривленный верх, загнутый верх,
Плоскоголовый, круглоголовый, широкоголовый,
Губастый, гривастый, с висюльками на тыльной стороне,
От всего этого следует избавиться.
Если носить такие шапки - Учение Бон придет в упадок.

6. Как Учитель Шенраб появился на свет?
Из 1002 Будд, что придут Учителями этой кальпы, вначале идут девять Учителей-Предводителей всех живых существ. Шенраб является восьмым из этих Будд-Предводителей. В силу необходимости, поскольку сейчас в век раздоров, войн и конфликтов, когда жизнь людей сократилась до ста лет, распространилось «пятикратное вырождение» и настала пора усмирения существ, - Шенраб воплотился в семье Муриг-Гьялбон-Тхёкара (Бонский Царь в белом тюрбане из рода Му) и Ёчи-Гьялжема (Радостной Царицы Внешней йоги) в год Деревянной Крысы, пятнадцатого числа первого месяца весны, в день благоприятного сочетания планеты Юпитер и созвездия Гьял, в 16017 году до н.э. по западному летоисчислению.

7. Сколько у Учителя Шенраба было сыновей?
Вообще говоря, у Учителя Шенраба было много сыновей, которых называют сыновьями его Тела, Речи, Ума, Достоинств и Активности. Однако собственно сыновьями его Тела было восемь Царевичей:
1) Тобу-Бумсан (Собрание Чистоты – Сын, принявший традицию ритуалов То),
2) Чебу-Трише (Знающий Три – Сын, принявший медицинскую традицию),
3) Лундрен-Салва (Озаряющий проводник текстов),
4) Гьюдрен-Дрёнма (Светоч, ведущий по Тантрам),
5) Олдруг-Тхангпо (Выносливый Олдруг),
6) Мучо-Демдруг (Хранитель шести Жезлов рода Му),
7) Конца-Трулбучун (Младший Конца – Маг),
8) Конца-Юндрун-Вандэн (Конца – обладающий силой Свастики).
А также две дочери Царевны-Жрицы: Неученма (старшая Неу) и Неучунгма (младшая Неу). Всего у Шенраба было десять детей – братьев и сестер.

8. Каковы главные деяния Учителя Шенраба, и сколько он прожил лет?
С момента Рождения и до ухода в Нирвану Шенраб совершил Двенадцать Великих Деяний, Шестьдесят Частных Деяний и Сто восемь Общих Деяний. Эти Деяния применительно к возрасту были таковы: с первого года жизни по пятнадцатый были годами Его деятельности в качестве Царевича, следующие пятнадцать лет были годами Его деятельности в качестве Семьянина, затем следующие пятнадцать лет были годами Его Монашеской (rab 'byung) деятельности, потом еще пятнадцать лет были годами Отшельнической деятельности и отречения от сансары, последние двадцать два года Его жизни были годами Добродетельной радости. Всего, Учитель Шенраб прожил 102 года Жреца-Шена, при этом один год Жреца-Шена ровняется ста годам обычного человека!

9. В чем причина и необходимость того, что Учитель Шенраб дал так много Учений о Вратах (введении) в Бон?
Вообще говоря, сансарическим существам по-необходимости приходится объяснять безусловный смысл посредством слов. В частности же, в зависимости от подлежащих удалению мешающих эмоций, имеющихся у усмиряемых живых существ, Учитель давал соответствующие средства, а именно - усмиряющие Врата Бона. 
Например:
1) соответственно 84 тысячам подлежащих удалению мешающих эмоций, Он дал 84 тысячи Врат Бона - как средства против них;
2)соответственно пяти ядам мешающих эмоций, Он давал пять разделов Учения – Четверо Врат и Сокровищницу;
3) соответственно трем ядам - давал Внешнее, Внутреннее и Тайное Учения Бон;
4) от коренного неведения Он учил Изначальной Мудрости Осознавания,
и так далее по количеству отбрасываемого учил соответствующему количеству средств.

Смысл этих Учений Учитель Шенраб выразил так: "Сам усмиряй собственное сознание, не гоняй ум вслед за мешающими эмоциями". Так Он показывает метод успокоения пяти ядов мешающих эмоций и прочего в потоке собственного сознания, а именно - не упускать свой ум вслед за пятью ядами, такими как:
1) привязанность к желаемому, не знающая чувства меры,
2) зависть ограниченного ума к хорошим достоинствам других,
3) гордость, желающая себе победы,
4) гнев, желающий другим поражения,
5) глупость, не ведающая единой сущности неделения на субъект и объект,
а также сохранять чувство меры, имея мало желаний - как метод усмирения собственного ума.

Таким образом, посредством разнообразных методов Учитель раскрыл множество Врат Бона, действительный смысл которых заключается единственно в том, чтобы научить существ управлять своим умом.

10. Каков основной смысл, который выражал Учитель в таком большом количестве Врат Бона?
Человек, стремящийся к Освобождению, беря за основу благую мысль устремления к Просветлению из сострадания ко всем живым существам, на фундаменте взбирающейся вверх активности практикует Метод – ключевые значения Десяти Парамит, при этом сосредоточивает ум на вершине всех воззрений – непревзойденном окончательном взгляде Великого Совершенства.

Благодаря чему, этот Метод:
1) является способом узнать, что природа сансары – это страдание,
2) является способом отбросить причины, заставляющие рождаться в сансаре, а именно карму и мешающие эмоции - как источник всего сансарического существования,
3) является методом, благодаря которому в собственном потоке сознания рождается Путь Освобождения, как средство удаления кармы и мешающих эмоций,
4) является методом, благодаря которому проявляются очищенные качества, полученные силой медитации на Пути.
Или другими словами, эти Учения нужны для того, чтобы понять, что все явления, по природе, не обладают независимой сущностью; что все составное имеет природу непостоянства; все загрязненное имеет природу страдания, а всё запредельное горестям (Нирвана) имеет природу покоя и счастья.
Глава 1.2 
/uchenie/glava12?format=pdf
11. Каковы истоки линии передачи Врат Бона, изложенных Учителем, и какова их основная классификация?
Что касается истоков линии передачи Врат Бона, то вся Внешняя передача Учения идет от Тела Воплощения, вся Внутренняя передача Учения идет от Тела Совершенства, а вся Тайная линия передачи Учения идет от Тела Истины, поэтому, в конечном счете, истоки передачи Внешних, Внутренних и Тайных Учений Врат Бона сходятся к Трем Телам Просветления.
Что касается краткого содержания Учений Бон, то Учения Внешней передачи, идущие от Тела Воплощения, – это Сутра; Учения Внутренней передачи, идущие от Тела Совершенства, – это Тантра; Учения Тайной передачи, идущие от Тела Истины, – это Учения Великого Совершенства (Дзогчен).
Такова классификация содержания всех Врат Бона, которые сводятся к трем разделам – Сутра, Тантра и Дзогчен.

12. Какие из традиций Сутры, Тантры и Дзогчена надо считать главными?

Главными во Внешней традиции Сутры являются «Пять разделов определяющих характеристик» (mtshan nyid sde lnga):
1) Раздел собраний, показывающий глубинное;
2) Раздел Винаи – совершенно чистой дисциплины;
3) Раздел Сутры, показывающий карму и плод;
4) Раздел классификаций, показывающий возникновение и положение Вселенной;
5) Раздел верного познания – критерии познаваемого.

Главными во Внутренней традиции Тантры являются «Три цикла провозглашенных полных собраний»:
1) Цикл Тантр развернутого содержания, такие как Учения линии передачи бессмертных Матери, Сына и Шена, и другие провозглашенные в верхней сфере Богов;
2) Цикл практических наставлений краткого содержания, провозглашенный в нижней сфере Нагов; 3) Цикл наставлений (lung) среднего содержания, провозглашенный в средней сфере людей.
Таковы три цикла полных собраний.

Главными в Тайной традиции, касающейся Дзогчена, являются «Четыре цикла учений передаваемых в устной традиции Шангшунг» (zhang zhung snyan brgyud):
1) Внешний цикл воззрений – общие определения (spyi gcod);
2) Внутренний цикл наставлений – практические указания (dmar khrid);
3) Тайный цикл осознавания – обнаженное видение (gcer mthong);
4) Особо тайный цикл природы реальности – проникновение в глубины (phugs chod).
Данные четыре цикла следует считать главными.

13. Кто были главными Учителями в линиях преемственности Винаи, Тантры и Великого Совершенства?

Линия преемственности Винаи:
1) Трицук-Гьялва (Победоносный- верховный Три),
2) Цукшен-Гьялва (Победоносный - верховный Жрец-Шен),
3) Рансон-Гьялва (Победоносный -сама справедливость),
4) Цуксэ-Маво (Верховный сын Маво),
5) Тридэ-Гундрак, Мучо-Дэмдруг и другие – это линия наставников Тела Воплощения.
6)Муцатрахе,
7)Тридэ-Одпо (Лучезарный Тридэ),
8)Лхан-Лхан-Цукпхю (Яркий пучок волос на макушке),
9) Данва-Йиринг (Чистый пронзительный ум),
10) Тхугкар-Еше (Мудрость белого сердца),
11) Гунрум-Еше (Мудрость темного неба),
12) Одлха-Салбар (Ясное сияние Божества Света),
13) Дзутрул-Еше (Мудрость Магии) и другие – линия наставников Такзига.
14) Еше-Цультрим (Праведность Мудрости),
15) Юндрун-Цултрим (Праведность Свастики),
16) Цукпхю-Цултрим (Праведность с пучком волос на макушке) и другие – линия наставников Шангшунга.
17) Гачу-Гьялва-Цукпхю (Победитель Гачу с узлом волос на макушке),
18) Ягон-Еше-Гьялва (Победитель высшей мудрости) – Его линия из двадцати пяти наставников.
19) Дэцюн-Рабсал (Совершенно ясный целомудренный Дэ),
20) Джоцюн-Еше (Мудрый целомудренный мастер),
21) Пхамши-Палгьи-Ванчук (Могущественный властелин смерти и поражений) – Его линия из тридцати настоятелей, и другие составляют линию настоятелей Верхнего Нгари (Западный Тибет).
22) Музи-Салзанг (Музи – благая ясность),
23) Согтон-Трибар-Цултрим (Учитель Сокпо – праведный, пылающий Три),
24) Гьялва-Цукпхю (Победитель с пучком волос на макушке),
25) Цукпхю-Цултрим (Праведный с пучком волос на макушке),
26) Лачен-Мутхур (Великий Лама нижней границы), и другие – линия наставников Нижнего Докхама (Восточный Тибет).
27) Шерцюн-Юндрун (Вечный целомудренный мудрец),
28) Гурцюн-Юндрун-Гьялцен (Знамя Победы Свастики шатра праведности),
29) Лопён-Джодун (Наставник благородного рода),
30) Гондзе-Ритро-Ченпо (Мыслитель - великий отшельник),
31) Метон-Шераб-Одзер (Огненный Учитель - лучезарная мудрость), и так далее – линия наставников Уцанга (Центральный Тибет).
После этого линия передачи Винаи разделилась на линии отдельных мастеров, таких как Дру-Жу-Па-Меу-Шен и других. Также, сохранила преемственность и широко распространилась на благо существ, линия Винаи Дру и, начиная с Восемнадцати Учителей пустыни в Еру, в Цанге, по цепочке наставников Гьялва-Менри, словно по жемчужному ожерелью, линия передачи Винаи дошла до сего дня к Двум воплощениям доброты – Настоятелю (mkhan po) и Наставнику (slob dpon), в совершенно чистом виде и не прерываясь.

Линия преемственности Тантры:
Вообще говоря, для каждого Йидама имеется своя отдельная линия передачи, но в данном случае, главным для нас является линия передачи Учения полного собрания Тайной Тантры. Коренной Учитель этой линии передачи – Кунту-Зангпо, воплотившийся в Теле Совершенства, далее:
1) Четверо Бессмертных – Отец, Мать, Сын и Шен,
2) Шесть великих Лам Верхней части,
3) Тринадцать Потомков Центральной части,
4) Четыре мудрых человека Нижней части,
5) Восемь держателей осознавания Лопонов и Жрецов-Шенов,
6) Открыватели сокровищниц Шен-Гьер-Ма-Ил,
7) Держатели линии Дру-Жу-Па-Меу,
8) Восемнадцать Учителей из Еру,
9) Тридцать три настоятеля Менри.
Таким образом, все линии преемственности этих Учений сохранялись на протяжении многих тысячелетий и остаются непрерываемыми вплоть до наших дней.

Линия преемственности Дзогчена:
Самой главной линией являются Четыре цикла Учений устной передачи традиции Шангшунг. Во главе этой линии передачи стоит Изначальный Учитель в Теле Истины, начиная с Него и до Меннаг-Кунду-Санва-Дупа (Тайное собрание всех практических наставлений), было Девять Учителей Просветленного потока сознания Достигших Блаженства, далее:
1) с Лхабон-Ёндага (Заклинатель богов Ёндаг) и до Цепун-Дава-Гьялцена (Запас долгой жизни, лунное победоносное знамя) было Двадцать четыре человека Великой Реализации,
2) Два Тела Воплощения доброты – Тулку Тапихрица и Гьерпунг Наншер-Лодпо,
3) с Мушен-Цоге (Жрец из рода Му-Цоге) и Гьялзиг-Сэчун (Победоносный взор-младший Сэ), и до Пончен-Ценпо (Великий Царь-наставник), было Шесть достигших реализации из Шангшунга.
4) с Понгьял-Ценпо (Победоносный Царь) и до Ронгом-Тогмет-Шигпо (Неразмышляющий безумец – созерцатель из Ронга) было Шесть Лам Верхней линии передачи (stod brgyud).
5) с Лхундруб-Мутхура (Спонтанно реализовавшийся-Мутхур) и до Оргом-Кундула (Всеусмеривший созерцатель из Ора) было Пять достигших реализации Нижней линии передачи (smad brgyud),
6) с Шераб-Гьялцена и до Лентон-Сотнам-Гьялцена было Девять Лам Северной линии передачи (byang brgyud),
7) с Тампа-Бумдже (Владыка святого собрания), Траши-Гьялцена (Победоносное знамя удачи) и т.д., было Восемнадцать Учителей Еру.
8) После этого пошла линия Настоятелей Менри и непрерывным потоком, не уменьшаясь ни на крупицу, сохранилась по сей день во всей своей уникальности.

14. В чем причина и необходимость того, что Высочайший Учитель Шенраб взял за основу Учения Бон - устремление к состоянию Просветления и сострадание?
Он говорил: "Семя всего и вся – это драгоценный настрой сознания". В общем, добрые и дурные действия, так называемые добродетель и недобродетель, возникают главным образом за счет добрых и дурных мыслей и их исполнения. В виду такой важности, всякое время и по всякому поводу Учитель говорил: "Дорожите добрым умом, как золотом", – и замечал в связи с этим: "Действие Учения – сострадание." Поэтому, коль скоро любовь - как желание того, чтобы все существа встретили счастье, и сострадание - как желание того, чтобы все существа были свободны от страдания, являются тем особым состоянием ума благородных Сыновей Победителя, дорожащих другими больше, чем собой, то эти два состояния сознания – устремление к состоянию Просветления и великое сострадание являются фундаментом Учения Бон, от которых его никак невозможно отделить, и потому необходимы.

15. Почему были даны Девять колесниц Бона, и каковы их подразделения?
Мерой Учений Бона, которые давал Просветленный, является единственно их соответствие разным способностям живых существ. Поэтому Он дал Учения Девяти колесниц Бона - как средство против девяти состояний заблуждающегося ума и неведения, имеющихся у живых существ, соответственно силе сознания – высшей, средней или слабой.
В Учении Бон существует три разные традиции подразделения Учения на Девять колесниц: 
1) Девять колесниц Южной сокровищницы, 
2) Девять колесниц Центральной сокровищницы и 
3) Девять колесниц Северной сокровищницы.

В Южную сокровищницу входят:

четыре колесницы причины –
1) Шен благополучия,
2) Шен видимого,
3) Шен магии,
4) Шен бытия;

четыре колесницы результата –
5) колесница практикующих мирян,
6) колесница праведных аскетов,
7) колесница белого А,
8) колесница Верховных Шенов,
9) особая колесница непревзойденной вершины.
Из трех традиций подразделения колесниц это деление считается основным.

В Центральную сокровищницу входят:

четыре колесницы причины –
1)колесница содействия – богов и людей,
2) колесница собственного постижения – совершенный Шен,
3) колесница доблестного ума – великое сострадание,
4) колесница доблестного вечного ума;

пять колесниц результата и тайной тантры –
5) колесница совершения чистых деяний,
6) колесница наличия всех аспектов,
7) колесница проявления игры сострадания в действительном порождении,
8) колесница полного обладания сутью,
9) особая колесница непревзойденной вершины.

В Северную Сокровищницу входят:

три внешних колесницы –
1) колесница наличия видимого,
2) колесница наличия своего,
3) колесница наличия решимости;

три внутренних колесницы –
4) межевая (tho tho),
5) соседняя (phyi tho),
6) верхняя (ya tho);

три тайные колесницы –
7) колесница божественной вершины,
8) колесница видимой вершины,
9) колесница предельной вершины.

Южная сокровищница, Центральная сокровищница и Северная сокровищница так названы, главным образом, по расположению тех мест, откуда были извлечены эти Тэрма (спрятанные тексты Учений).

Цикл Учений Бона, которые открыватель сокровищниц Шенчен-Луга извлек из белой приграничной зоны Дриг и других мест ('brig mtshams mtha' dkar) на юге – называется Южной сокровищницей.

Цикл Учений Бона, которые извлекли из скалы под названием «Место Богов» (lha sa yer pa) и других мест в У (центральном Тибете) – называется Центральной сокровищницей.

Цикл Учений Бона, которые Матон-Кхьюнге и другие извлекли из Данра-Кхьюнгдзонг (Загон для скота – Крепость Гаруды) и Занзан-Лхадраг (Скала Богов в Занзане) на севере – называются Северной сокровищницей. И хотя такое обозначение не охватывает полностью все Учения, оно показывает главное.
Глава 1.3 
/uchenie/glava13?format=pdf
16. Какие основные исторические периоды прошла Шангшунго-тибетская цивилизация со времени появления Учителя Шенраба?
Если разбирать исторические периоды Шангшунго-тибетской цивилизации, то необходимо положить в основу всякой их периодизации три большие эпохи:
1) эпоха, начиная со времени появления Учителя Шенраба и до появления первого тибетского царя Ньятри-Ценпо,
2) эпоха, начиная с Ньятри-Ценпо и до тридцать второго тибетского царя Сонцен-Гампо,
3) эпоха, начиная с Сонцен-Гампо и до наших дней.

17. Какие системы знаний изложил Учитель Шенраб?
В общем, в качестве главных систем знаний Шенраб изложил:
1) искусства и ремесла,
2) лингвистику,
3) медицину,
4) внешнее знание,
5) внутреннее знание.
И по каждой из больших систем знаний Он вверил разным ученикам по три тома собраний-Бумдэ.

Три собрания-Бумдэ искусств и ремесел:
1)"Бум Колеса кальпы видимой вселенной",
2)"Бум карликового течения вселенной" (srid pa mi'u rgyud kyi 'bum),
3)"Бум возникновения, пребывания, уничтожения и отсутствия стихий".
Их Он вверил Царю искусств Гарма-Лишо. 

У него было шесть учеников – шесть украшений Учения:
1) знаток искусств – Зодже-Лхаванг (Владыка искусств – повелитель богов),
2) знаток архитектуры (phub) Гьютрул-Ванчуг (Властелин – волшебник),
3) знаток литья (blug) Лугтог-Пасанг,
4) знаток кузнецкого дела Гарлха-Югпа (Бог кузнецов - Югпа),
5) знаток божеств Лхасэ-Педма (Лотос – сын богов),
6) знаток художественного письма Иге-Трулчун (Маленький волшебник букв).
Эти шестеро положили начало таким традициям, связанным с искусствами и ремеслами, как: кузнецкое литье, иконография и каллиграфия, распространив эти ремесла в разных уголках Дзамбулинга (Земли).

Три собрания-Бумдэ лингвистики:
1)"Черный Бум волнений богов и духов",
2)"Разноцветный Бум логических (sgra tshad) диспутов ",
3)"Белый Бум чистых богов".
Их Он вверил двум сыновьям сердца – Мало (Красивый лист) и Юло (Бирюзовый лист). В лингвистике Они выделили две части – грамматику и логику. Грамматике Они учили переводчиков трехсот шестидесяти языков разных народов, основав традицию грамматики в Сутрах. В логике (tshad ma rig pa) Они основали традицию цикла учений Цаннид (теории определяющих характеристик), куда входят пять трактатов Цаннид, семь трактатов логики (tshad ma sde bdun) и другие, после чего те распространились в разных царствах.

Три собрания-Бумдэ медицины:
1)"Черный Бум болезней, подлежащих излечению",
2)"Разноцветный Бум выбора средств лечения",
3)"Белый Бум божества всепобеждающего".
Дополнительно к этим трем прибавляют также коренной текст "Бум сердца – голубое небо", и всего получается четыре медицинских собрания-Бума, которые были вверены сыну Победоносного – Чебу-Трише (Сыну диагностики, знающему Три), и Восьми праведным аскетам: Нгенпар-Шепа (Ясновидящему), Денпар-Мава (Правдивому), Ригпар-Мава (Разумному), Нгепар-Мава (Обязательному), Илэтрулпа (Умственная эманация), Илэчжунва (Происходящий в уме), Илэкьепа (Рожденный в уме), Илэдрубпа (Умственно полученный) – которые основали различные традиции теории и практики медицины, и которые сохранялись с древней старины по сей день в нетронутом виде.

Три собрания-Бумдэ внешнего знания:
1)"Черный Бум ритуалов То видимой вселенной",
2)"Разноцветный Бум всего драгоценного",
3)"Белый Бум астрологии (gtsug lag)".
Они были вверены Конгце-Трулгьялу (Волшебному царю Конгце), Конгца-Трулбу (Волшебному сыну Конгца) и другим. 

Внешнее знание означает точное знание того, что связано с внешним материальным миром. Поэтому, в данной традиции три вышеупомянутых Бума излагаются по системе пяти внешних элементов – дерево, огонь, земля, железо и вода, ввиду чего существует пять традиций (gzhung):
1) Тантра земли, дающая место всем собраниям-Бум,
2) Тантра дерева – колесо всеобщего освобождения,
3) Тантра огня – развернутое знание всего,
4) Тантра железа – великий контроль всего,
5) Тантра воды – царь всеодолевающий.

Так было положено начало системе вычислений внешних элементов или "черновым" вычислениям (nag rtsis), главные темы которых сводятся к четырем астрологическим вычислениям:
1) волшебного зеркала – схемы показателей,
2) квадрата Мева и Паркха,
3) временнoго колеса элементов,
4) сочетаний Джушаг-Тэндрел.

После этого было положено начало традиции звездных-астрономических вычислений подробного исследования, где разъяснялись перемещения и круговорот Солнца, Луны, планет, звезд, и их временных таблиц, в зависимости от конкретного момента времени. Учение звездных вычислений главным образом показано в "Сутре круговорота вселенских кальп", и в "Тантре колеса времени". В последней имеется три Тантры – тела, речи и ума:
1)"Тантра Тела – Проявление игры колеса",
2)"Тантра Речи – Властелин колеса",
3)"Тантра Ума – Тайное колесо".
В них было изложено более тысячи ста глав для дальнейшего их применения следующими поколениями людей.
Цикл трехсот шестидесяти методов ритуалов То, связанных с вышеупомянутым "Черным Бумом ритуалов То", был вверен Тобу-Бумсангу.

Три собрания-Бумде внутреннего знания:
1) «Бум белых Нагов»,
2) «Бум черных Нагов»,
3) «Бум разноцветных Нагов».
Они были вверены Лудруб-Еше-Ньингпо.

Традиция знания внутренней сути, будучи весьма обширной, является и самой глубокой, и с точки зрения того, как контролируют свою практику, и что надлежит реализовывать, в традиции внутреннего знания имеются:
1)Внешняя Тантра – учащая, главным образом, Пути Отбрасывания,
2)Внутренняя Тантра – учащая, главным образом, Пути Трансформации,
3)Тайная Тантра – учащая, главным образом, Пути Освобождения (grol lam),
причем, внешняя линия передачи – традиция Винаи, 
внутренняя линия передачи – традиция Тантры, 
а тайная линия высочайшей передачи – традиция Великого Совершенства - Дзогчен.

Таким образом, Учитель Шенраб изложил все эти системы знаний, после чего Его сын-преемник Мучо Дэмдруг передал эти знания своим ученикам – Шести мудрецам украшениям Дзамбулинга:
1) Мудрец из страны Тагзиг – Муца Трахе,
2) Мудрец из Китая – Лектан Манпо,
3) Мудрец из Индии – Лхадаг Нагдрол,
4) Мудрец из Шангшунга – Тритхок Парца,
5) Мудрец из Шангшунга – Хули Паръя,
6)Мудрец из страны Тром (phrom) – Сертхок Чечжам,
каждый из Них в своей стране сохранял, оберегал и распространял эти Великие Знания.

18. Кто является родоначальником письменности коренных текстов различных систем знания?
Первым письменную традицию основал Учитель Шенраб. В Сутре «Зермиг» это четко сказано:
Учитель Шенраб-Миво
Из пяти семенных слогов ('bru) Героев (dpa' bo)
Создал тридцать восемь букв-слогов.
И в книге из пяти драгоценностей
Написал Учения в пяти разделах – Четверо врат Бона и Сокровищницу.

Тридцать букв составили структуру Бона,
Заголовки начинали путь, а палочки (shad) разделяли на короткие фразы (mdo),
Точки (tsheg), отделяя слова промежутками, расставил равномерно, чтобы не было разнобоя.
И применительно к разным случаям сочетаний букв прибавил ответвления –
Огласовки: уголок "и", штрих "е", галочка "о", нижний крючок "у", и подписные: "я", "ра" и "ла".

Соответственно, мы считаем, что Учитель, в качестве средства для постижения смыла глубоких трактатов, создал из пяти семенных слогов – тридцать коренных букв и восемь или десять букв-ответвлений, что в сумме составило 40 волшебных букв, их Он, как отцовское наследство детям, оставил последующим поколениям людей, как волшебный ключ, отмыкающий немые уста. В той же последовательности, что распространялось учение Бона – сначала в Тагзиге, затем в Шангшунге и Тибете, в те же века распространялась и эта самая письменность, как тагзигская, шангшунгская и тибетская, соответственно.
Могут спросить: "Но разве родоначальником тибетской письменности является не Тхонми-Самбхота?" Возможно он и создал заново, по образцу санскрита, имеющиеся в современном тибетском языке деление на восемь "падежей", деление букв по мужскому, женскому и среднему роду, и тому подобное, а, с другой стороны, легко можно видеть, что в традиции самобытной тибетской исконной письменности имеется соответствие с элементами пяти стихий, и насколько такое своеобразие было широко распространено в Бонской традиции: ведь, во-первых, понятно, что не только письменность, но и большинство разных областей знания не существовали вне контекста элементов пяти стихий. С другой стороны, еще до появления Тхонми-Самбхоты, на протяжении тридцати двух царских поколений в Тибете в полной мере существовали тибетская национальная религия, знания и история, как то: Учение Бон, государственное управление, культура, история и тому подобное. И утверждение, что Тхонми изобрел тибетскую письменность приносит большой вред, нежели пользу, потому что подтверждает косвенно такие мнения, что в Тибете не было долгое время ни национальной истории, ни культуры, и тибетское царство пребывало в состоянии тупого молчания. Поэтому как бы мы ни исследовали такое заявление, что Тхонми является родоначальником тибетской письменности, с точки ли зрения действительного смысла, авторитетных источников ли, или логики, получается, что оно является всего лишь надуманным мнением, не считающимся нисколько с историческими фактами.

19. Как определяют начало, окраину и внутреннюю части государства Шангшунг – места возникновения Учения Бон?
В разных Бонских традициях по-разному определяют начало, окраину и внутреннюю части Шангшунга, но наиболее известно такое описание:
место рождения Учителя Шенраба – страна Тагзиг, область Олмолунринг – это окраина древнего государства Шангшунг;
место резиденции царского жреца Милю Самлега – город Гьялкхар Вачот – это внутренняя часть Шангшунга;
а район западного Кхьюнг-Лунга (долина Гаруды) с окрестностями Нгул-Кхара (Серебряный замок) принимается за начало (или входные врата) государства Шангшунг.

Начало (входные врата) Шангшунга также делятся на три – начало, окраину и внутреннюю части:
западный Кхьюнг-Лунг и район Нгул-Кхара называют окраиной;
район Данра (загон для скота) и Таго (лошадиное седло) на севере – внутренняя часть;
а район Сумпа, большая часть Лангьи-Гьимшот и Цедруг (шесть вершин) на востоке называют началом.

Также, начало (входные врата) Шангшунга делят на четыре части по сторонам света – западная, восточная, северная и южная:
на западе – Кашмир и далее,
на востоке – до Сумпа и Лангьи-Гьимшот,
на севере – до Хора или Согпо (Монголия),
а на юге – до Индии и Непала,

в которых в старину было шестьдесят провинций и 800 тысяч семей, которыми управляли Цари Шангшунга, начиная с «Восемнадцати увенчанных шлемом с рогами Царей» и кончая последним Царем Шангшунга по имени Лигмичя – современника тибетских царей Сонцена и Трисона.

(Перевод и редакция Центра Юн друн Бон) 
История 
/istoria?format=pdf
Исследование царских династий Шангшунга

Автор: Геше Кальзан Норбу

Твое тело - вазу осознавания и освобождения - наполняет сок трех обетов,
Твою мудрость и знание глубокого и тайного украшает божественный шелковый шарф,
Украшение твоих уст - объяснения, диспут и сочинительство - возвышенно благородно,
Тебе, господину речи, учителю я кланяюсь.

На лице белого Пьющего из Глубин лотоса, обладающего тысячью удивительных свойств,
Движется волна сотни тысяч тычинок, как чудесная улыбка,
И как плод пяти наук созревает дочь
Мужественного Брахмы, чтобы вскормить меня.

С вершины восточного горного отрога Совершенного Великолепия
Солнце - владыка изумрудных лошадей, которое приветствует Дакиня сумерек,
Движется волной радующей прекрасной улыбки,
Надеюсь, оно станет другом лотоса ясного ума.

Поприветствовав стихами о прекрасной жизни, приступаю к обсуждению темы данной статьи, которая дорога для нас для людей страны снежных гор, как глаз во лбу и сердце в груди. Это та цивилизация и история, что оставили нам далекие предки. Когда-то мы тибетцы, будучи людьми откровенными, во времена раздора навлекли на себя много препятствий физического и ментального характера, и тогда, в седьмом веке, из Индии сосватали индийскую царевну в жены владыке Тибета, из Непала пригласили непальскую царевну в качестве младшей жены. Примерно тогда же, из-за злословия и клеветы мнения и интересы тибетского царя и министров переменились, вследствие чего, наши исконные цивилизация и история страны снегов, а также обычаи наших предков были надолго забыты. Предпочтение было отдано, а затем и переняты традиции и обычаи другой страны и другого государства, получилось, как в пословице: "Чужой человек белый, приглашаем в дом, родной человек черный, на улицу - вон". Таково было начало краха и упадка нашей цивилизации и истории Тибета и Шангшунга. С тех пор, среди хранителей и держателей исконной тибетской цивилизации и истории не осталось никого, кроме Бонпо, а уж после того, как в Тибете получила повсеместное распространение святая Дхарма, собственные тибетские первоначальные традиции стали угасать и угасать, как пламя светильника с подходящим к концу маслом. Цари и министры, интересы которых лежали целиком на стороне святой Дхармы, как в пословице: "Плохой сын в отца камень бросит", - не желали видеть источник собственно тибетской цивилизации и истории - Бонпо, и такой взгляд на исконную историю и цивилизацию Тибета самым дурным образом разливался широким потоком среди всего населения Тибета вплоть до сего дня.

Среди тех, кто отстаивает нашу тибетскую цивилизацию и историю, также появилось и появляется много разных взглядов, таких, которые предпочитая какую-то историю, истинную только с одной стороны, придумывают концепции и делают предположения уже, как заблагорассудится, и тогда листва слов заслоняет истинный смысл, и вследствие полной пристрастности к какой-то своей точке зрения, до сих пор мнения ученых касательно способов определения истоков цивилизации и истории Шангшунга и Тибета, как в пословице: "У каждого рассказчика своя сказка"- не находят единства. Поэтому, я уверен, что по каждому взгляду, любого автора, по всякому предмету обсуждения, необходимо приводить цитаты и рассуждения, доказывающие их истинность, и доводы, опровергающие другие возможности.

Я же в данной статье, полагаясь на причину - мои мысли, способствующие факторы - чистую мотивацию, и условия - работу моих пальцев, приведу короткое исследование по истории Шангшунга. И пусть эту мою подругу-историю в убранстве разнообразных цитат и рассуждений может и не очень оценят те, кто обладает глазом большой мудрости, но уверен, что эти слова, как семя для обсуждения попадет в поле зрения честных современных историков и широкого круга молодых тибетцев, и тогда, в конце концов, прейдет настоящее единое понимание истоков нашей тибетской цивилизации и истории. И с этой мыслью, пользуясь случаем, я приступаю к теме статьи.

Собственно истоки нашей тибетской цивилизации и истории уходят в цивилизацию и историю Шангшунга. История же и родословная царей Шангшунга тянется с древних времен, и насчитывает уже примерно восемнадцать тысяч лет. Это ясно подтверждают многие Слова и Писания, которые никто не может отрицать, поэтому в нашей маленькой статье мы вкратце рассмотрим предания о родоначальнике династии Восемнадцати Царей Чарученов (Бонских Царей Шангшунга Увенчанных рогами птицы, bya ru can), - носившего славное имя Вершины Мира, которое гремело, как великий барабан существования, царя империи Шангшунг, покорившего восемнадцать великих стран, известного, как «Владыка-Тривер, увенчанный рогами птицы из чистого золота». Во-первых, мы исследуем значение слов его имени, затем связанные с ним деяния, а также постараемся вкратце рассмотреть истоки цивилизации и истории Шангшунга и Тибета.

Имена наших шангшунгских и тибетских царей не являются чем-то вроде слов из разговорного языка, у каждого слова в имени имеется свое древнее значение, а общий смысл имени, нет нужды говорить, совершенен, поэтому я попытаюсь в этой статье исследовать лишь малую часть значения имени царя империи Шангшунг:
"Шангшунг Ситпи Гьялпо Тривер Ла Дже Гулан Сергьи Чаручен."
(Zhang zhung srid pa'i rgyal po khri ver la rje gu lang gser gyi bya ru can)

Первое слово "Шанг": может означать разное, и надо выбрать правильное значение. Например, в «Семи строках Небесных Три» говорится о зачатии царевны Шанг Мудри Ценмо. Также, говорят о приказах великих Шанг-ленов во времена тибетских Ценпо, о Шанг-лене Я-я, Шанг-нанге и так далее, - в большинстве случаев "Шанг" - это родовое имя. Сейчас также есть люди, имеющие родовое имя "Шанг", обычно их семьи называют Шанг-цан. Кроме того, брата матери называют Шангпо, семью матери называют Шангпо-цан. В нашем же случае слово "Шанг" имеет совсем другое значение, понимается оно в значении собственно места. Когда тибетцы употребляют сокращенные названия, то вместо шангшунгская страна пишут Шанг-страна, вместо шангшунгский язык пишут Шанг-язык, вместо шангшунгский человек пишут Шанг-человек и Шангшунгпа, встречается Шанг-невеста и так далее. Более того, в "Истории государства", которую написал Вседержитель (yongs 'dzin) Лопон Тэнзин Намдак Ринпоче, также ясно сказано: "Слово Шанг понимается как место или страна".

Теперь слово "Шунг": в шангшунгском языке есть много сочетаний с Шунг: шунг-шаг, шунг-ур, шунг-я, но в нашем случае "Шунг" по-тибетски будет Кхьюнг (Гаруда). Теперь совмещая объяснявшееся выше слово Шанг со словом Шунг, получим значение Место Кхьюнга или Страна Гаруды. То, что эта приставка стоит в начале имени данного царя, имеет под собой определенную причину, как например, царь всех видов птиц - это великий Чагьял-Кхьюнг, также и здесь, этот царь - владыка людей - пришел как защита для черноголовых (тибетцев), прибыв на Землю из мира богов. Кроме того, как Владыка птиц Великий Гаруда - это самая большая из всех видов птиц, также и здесь, с точки зрения величия владыки людей над всеми, это слово, как мне думается, и стоит в начале имени царя.

Слово "Сит" (бытие, вселенная): встречается во многих словосочетаниях, например: Ситпа-Сангпо-Бум-Три, Ситпа-Пхогу-Могу, Ситпи-Гьялмо, Ситпи-Миу-Дундруг, Ситпи-Гьялпо-Ригнга. Более того, сказано, что это бытие "Ситпа" бывает трех видов, и так употребляется во многих выражениях, как, например, "Владыка трех Ситпа", и т.п. Однако, в нашем случае, "Сит" подразумевает главным образом то, что изначально коронованный царь (Гьялпо) происходит из рода Великого Сына Хос - одного из шести царей в линии потомков воплощения Просветленного Царя Бытия Е-Сит-Сангпо-Бум-Три, который, как сказано, является правителем трех Сит (трех сфер вселенной). Аналогично этому, слово Сит относится и к первому царю Шангшунга и Тибета с точки зрения того, что тот покорил и управлял всеми восемнадцатью областями Шангшунга.
Слово "Три": в шангшунгском языке встречаются сочетания: Три-це, Три-сег, Три-мюн, Три-цу, Три-ток, Три-ца, Три-вер и так далее. В тибетском языке оно также часто встречается в составных словах, но если переводить по смыслу, то слово "Три" означает, главным образом, ум или сердце, как в пословице: "Ум - царь, тело - слуга". Этот царь является правителем над всеми, как ум управляет телом, и данное замечательное слово, очевидно, показывает это.

Слово "Вер": в шангшунгском языке встречаются сочетания Вер-хрим, Вер-ма, Вер-ро, Вер-ми, Вер-ши, Вер-Гьер, Вер-я, Вер-зэ и многие другие. При переводе оно означает "Побеждать" - поскольку этот царь побеждает всех врагов и является защитником Шангшунга и Тибета.

Слово "Дже": означает «Величайший», и идет после слова, обозначающего всех тех, кто оказывает ему почет и уважение, как, в выражениях Ми-дже (Величайший из людей), Лха-дже (Величайший из богов).

Слово "Гулан": при переводе с шангшунга означает желтый или чистейшее золото. Например, говорят: "Доспехи золота-Гулан подносят для Тела божества", или "Демоны желтого цвета Гулан кличут в небе". В Тантре Гекхот сказано: "Доспехи золота Гулан горят огнем, в котором сгорают омрачения". Короче говоря, это слово означает то, что царские доспехи - броня, шлем и т.д., сделаны из чистого золота.

Слово "Чару" (рога птицы): Владыка всех птиц - Гаруда, на голове которого слева и справа украшения в виде рогов. Под рогами птицы подразумеваются рога Гаруды. Таким образом, исходя из сказанного, шлем - сделанный из драгоценного золота с рогами похожими на рога Гаруды - является знаком высокого положения или власти, а также знаком защиты и почитания. В Сутрах встречаются высказывания: "Имеет плащ, и сверху - рога птицы, занимает вечный трон (g.yung drung khri), встречает поток почестей,...Голова увенчана рогами птицы - рогами Гаруды,...Обладатель рогов птицы из неизменного золота", - и т.п. Рога, как видно, - это особый знак величия, прославляемый во многих высказываниях Победоносного.

Следовательно, вот таким был первый из Восемнадцати Царей, увенчанных рогами птицы, Небесами назначенный на правление Миром - Царь Шангшунга и Тибета, предначертанный богами и таково было его славное имя, известное во всех трех сферах Вселенной: "Царь Бытия (srid pa) Шангшунга - Тривер, увенчанный рогами птицы из чистейшего золота".

После того, как родился этот царь, отпрыск рода воплощенного божества, правителя людей Хос, и до сего времени, прошло примерно 18 тысяч лет. За это время Учение Бон распространилось по всему Шангшунгу вплоть до самых окраин. Великий Лама Дренпа говорил:

После появления на свет Царя Бытия Шангшунга и до ухода Всеведущего Победителя Шенраба в течение 2500 человеческих лет в стране Шангшунг будет процветать Учение Свастики.

Также сказано, что еще до прихода Учителя Шенраба в Тибет, Жрец-Шен Цеме-Оддэн (Жрец-Шен, обладающий беспредельным светом) - воплощение Учителя Шенраб-Миво - рядом с великой снежной горой (Кайлаш) спустился как Царь Бытия Шангшунга - Тривер, увенчанный рогами птицы из чистейшего золота, и одарил своим благословением всех существ, как связанное с их судьбой божество.

Далее, наш Учитель - защитник ста периодов эпохи распрей - Победоносный Шенраб-Миво распространял Учение о Просветлении, и на всех существ - обладающих тремя потенциалами учеников - пролил великий дождь Бона - правдивой чудесной речи, пройдя с окраин Шангшунга - страны Тагзиг, области Олмолунринг до Входных Врат Шангшунга - долины Гаруды и Серебряного замка. При этом тринадцати Божествам охоты (rje yi mgur lha), двенадцати Твердыням мира (brtan ma) и прочим Хозяевам земли и мест Шангшунга и Тибета Он вверил опеку своего Учения, благословил различные места и горы, и так далее, - происходило много всего, но я это не описываю из-за опасения быть чересчур многословным.

Когда наш Учитель, обладающий великим состраданием, пришел в страну духов - Входные Врата Шангшунга, в местность Гунтанг (срединная равнина), его помощниками были Цари богов Лха, водных духов Лу и людей. Тогда Учитель Шенраб-Миво сделал так, что из Его сердца во все стороны стали сиять лучи света и возвращаться обратно, и тогда, в этот момент Великолепнейший Царь Бытия Шангшунга - Тривер, увенчанный рогами птицы из чистейшего золота, поднеся большие дары золота и всяческих других драгоценностей, уважительно обратился с просьбой: "Дабы Учение Свастики могло распространяться, вообще, и, в частности, чтобы я и другие могли очиститься от омрачений, прошу, даруй нам практику Тайного Учения Бон". Тогда Учитель в коротком ответе Владыке Три объяснил целиком практику Бона. Кроме того, шангшунгские Бонпо получили тогда тайные наставления по практике Дзамар Мери (Горы пылающего светоча).

Затем, как сказано, эманация Сердца Просветленного - Старейшина Тридэ Одпунг основал общины доблестных практикующих (nyer bzhag sems dpa'). Эманация Тела Просветленного - Жрец Тханма Одгьял во Дворце горы благоухающих благовоний основал общины практикующих Бодхисаттв (nyer bzhag byang sems), - и т.д. Отсюда можно видеть, что в те времена Учение Бона Свастики - Сутра и Тантра - были широко распространены в стране Шангшунг.

Кроме того, во второй половине жизни, Божественный Белый Царь Изначального Бытия Хрица Мувер и Царь Бытия Шангшунга, увенчанный рогами птицы из чистого золота увидев, что Четыре Великих Сокровищницы Бонских наук, Пять собраний медицинской науки, Пять разделов астрологической науки, Пять разделов науки благополучия и процветания и др., являются семенами множества Учений Бона в будущем - в год Деревянной Лошади, в первый месяц весны, в пятнадцатый лунный день, когда Луна находилась в созвездии Гьял, в четверг (день Юпитера), на рассвете, запечатав, как сказано, пятью элементами спрятали эти драгоценные тексты в сокровищницах. И вознесли благопожелания, чтобы будущие поколения извлекли эти сокровища, и Учение Свастики засияло бы как огонь во всех десяти направлениях.

Все это говорит о том, что в те далекие времена в Шангшунге существовали великие науки: медицина, астрология и др., а также существовало и широко процветало драгоценное Учение Свастики в теоретическом и практическом его аспектах.

Тогда почему цивилизация Шангшунга не сумела распространиться во все уголки и страны, и не стала предметом опыта всех стран и народов? В Сутре сказано: "Учитель показал тибетским Бонпо лишь Бон причины, для другого время тогда еще не настало". Позднее, как сказано, Шен Намкха Нанва Докчен, Четыре ученых Лоцзавы и др., постепенно, перевели на тибетский язык и другие учения. И позднее примерно при первом царе Тибета эти учения получили распространение. Таким образом, все настоящее богатство нашей цивилизации и истории основано собственно на культуре древнего государства Шангшунг, и это никто не может отрицать. Однако, из-за ложной критики наших позиций и искаженных пристрастием взглядов, основываясь на некоторых частных, вырванных из контекста, аргументах, утверждают, что источником тибетской цивилизации была Индия. Но чем такое утверждение не напоминает пример, когда человек берет хвост слона и говорит, что слон, на самом деле, - это змея.

Далее, в нашем краю снегов в подданстве Владыки Тривера, увенчанного рогами птицы из чистого золота, своими деяниями равного Победоносному, и добротой превосходящего Победоносного, находилось восемьдесят тысяч семейств. В частности, вся территория Тибета того времени входила во владения этого царя, и до прихода первого тибетского царя Ньятри-Ценпо, Тибет находился в подданстве Шангшунга. То же сказано и в "Истоках династии Бонских царей": "Нгари сделался царством Вечного Бона, потому, стали говорить - тибетский Бон". То же самое сказано и в "Комментарии на Кьяб-Тон-Тро". Кроме того, в книгах о древнем Шангшунге и Тибете, которые написал Намкхай Норбу, говорится, что: « В древней истории, сначала, помимо Шангшунга не было никакого упоминания о тибетском государстве, откуда мы понимаем, насколько оно находилось в подчинении от шангшунгских правителей Ценпо, и насколько была распространена их власть». В "Белой книге царских родословных" говорится, что: « Во времена первого тибетского царя Ньятри, царские владения или территории не выходили за рамки Ярлунга. Прежде этого, этот самый Тибет назывался Шангшунг Бонгьи Юл (Бонская территория Шангшунга) или Шангшунг Боткьи Юл (Шангшунгская тибетская территория), и находился в подчинении шангшунгских царей». Откуда можно понять, что Тибет не существовал как отдельное от Шангшунга государство. Вообще говоря, империя или владения этого царя не определялись просто размерами территории государства, изображаемыми на картах. Думаю, что логично понимать смысл утверждений наших предшественников так, что его империей или владением назывались те края, на которые распространялась власть царя.

Далее, одним весьма любопытным названием является имя главного божества из тринадцати Божеств охоты, - это имя Пом Ра. Оно является именем на шангшунгском языке, его значение можно понять из следующего: шангшунгское слово «Пом» является старинным тибетским словом, означающим ледники или снежные вершины какого-либо региона. Раньше, пока этот обычай не пришел в упадок, словом «Пом» называли старинные снежные вершины исключительно внутри границ Шангшунга. Слово «Ра» надо понимать как гора. В данном случае так названа собственно гора. Таким образом, в данном случае, с точки зрения смысла, также необходимо понимать и слово По Рам, ведь подумайте, разве в тибетском языке не бывает, что слова лишаются суффикса - буквы нга? В некоторых старинных текстах встречается еще и написание Пом Рам. Итак, шангшунгское слово Ма По Рам (rma po ram) в переводе будет означать Снежная гора области «Ма». Таковые соображения, подумайте, разве не доказывают и не свидетельствуют, что действительным источником нашей тибетской цивилизации и истории является сам Шангшунг, и не должны ли они быть положены в основу участи нашего молодого поколения в новом веке.

Когда во все стороны забрезжит волна света
Юного сияющего солнца, которого приглашает в гости
Игривый взгляд радостной прекрасной богини зари,
Хоть и уходит прошлый день, но что поделать?

Таким образом, пусть эта статья, в которой я постарался сказать несколько слов о цивилизации и истории Шангшунга и Тибета, и не заслужит внимания ученых, наделенных тремя силами острого ума, но для людей молодого поколения, искренне интересующихся как и я исследованием нашей шангшунгской и тибетской истории, предоставляю ее как тему для рассмотрения. Однако, из-за слабости моего интеллекта, исторической близорукости, рассеянного внимания, путаницы и беспокойства, наверняка сколько-нибудь да допустил ошибок. Если так, то честно прошу у всех читателей прощения.

Пожелание:
Все хорошее от тех благих усилий, что есть в этом,
Подношу всем живым существам,
А к остальному - всем ошибкам, сорвавшимся с кончиков моих пальцев,
Что здесь есть, пусть ученые люди отнесутся терпеливо.

(Перевод и редакция Центра Юн друн Бон)
История образования Вселенной 
/kosmologia?format=pdf
История образования Вселенной.

Автор: Геше Тэнзин Гелек

Твое Тело, что возникло из двух накоплений - заслуги и мудрости - словно снежная гора в объятиях сотни солнц, ты - сияние величественности, что изливает на все десять сторон свет, присущий характеристикам и признакам Просветленного.

Твои мелодичная речь Брахмы, неиссякаемого красноречия, увлекает учеников, сообразно их разумению, разъясняя им смысл внешних, внутренних и тайных 84-х тысяч учений Просветленного.

Ты могущественный держатель сокровищ и многоцветного совершенного знания и улыбающегося лотоса сострадания - цветка осознавания и ясности, что полностью раскрылся посреди сада, где струятся тысячи лучей света знания и любви, глубины и сияния.

Тебе, повернувшему тысячу спиц колеса Бона - безупречных писания и постижения - в трех слоях Вселенной, я благоговейно смыкаю десять пальцев рук лепестками лотоса у сердца и тремя вратами - телом, речью и умом выражаю почтение.

Поприветствовав так вначале Шенраба возвышенными словами, приступаем собственно к теме. Наше пространство - скопления миров, красота которых отмечена деревом Джамбубрикша, изобилует огромным количеством разных категорий наук и традиций. Из всего разнообразия учений, содержащих величие и достоинства двух наших систем - религиозной и светской, данная незапятнанная традиция - учение Победоносного Шена - с самых древних времен была распространена и процветала в нашей заснеженной стране, и соединяла в один организм Дхарму и светскую науку, которой способствовала плеяда царей божественных Ценпо, увеличивавших области распространения четырех превосходных совершенств (phun tshogs sde bzhi): 1) распространение Учения о Просветлении, 2) благосостояние, 3) наслаждение пяти органов чувств, 4) обретение Освобождения за счет практики Бон, и которые ценили это учение как свою жизнь. Это чистейшее золото - Учение Жрецов, оказалось величайшей сокровищницей нашего исторического подлинного наследия, самым непосредственным образом, связанным со всей тибетской традицией - религиозной и светской. Последнее время из тайников многих непредвзятых ученых появилось с десяток научных исторических трактатов, которые, од
Главная > Бон > Введение, отворяющее новичкам Врата к Учению Бон – Великой Колеснице Просветления.