Главная страница Форум Магазин Лигминча Программа Ринпоче
Главная > Линия преемственности учителей > Его Святейшество Лунгтог Тенпей Нима
Тибетская традиция Бон
Институт Лигминча (США)
Тексты
Аудио
Видео (порядок просмотра соблюден)


     




Его Святейшество Лунгтог Тенпей Нима

Его Святейшество. Лунгток Тенпей Нима, 33-й Менри Трицен, является мировым духовным лидером традиции бон и настоятелем монастыря «Менри» близ Доланджи, Индия.

Его Святейшество родился в 1927 г. в деревне Кьонгстанг, что находится в дальней восточной провинции Амдо, Тибет. Его мать умерла, когда он был совсем еще юн, и пожилая знакомая их семьи, А-Нен Мачен заботилась о нём. В возрасте 8 лет отец отдал его в близлежащий монастырь «Пунцог Даргье Линг», в котором он начал предварительное обучение чтению, письму и ритуальным песнопениям. Молодой монах продолжал там свое обучение и к 16 годам поступил в школу диалектики данного монастыря. Там на протяжении 8 лет он усердно учился под руководством Лобёна Тензина Лодро Гьяцо, получив свою степень геше в философии со специализацией в области тибетской медицины, астрономии и астрологии.

В возрасте 26 лет молодой геше отправился в провинцию Гельронг в восточном Тибете, где он взвалил на себя задачу по печатанию боннского Кангюра, важного собрания священных текстов, состоящего из более 100 томов. Печать осуществлялась при помощи деревянных блоков, принадлежащих царю Трочену Гьялпо одного из 18 царств Гельронга. Готовые тексты Его Святейшество перевез на муле обратно в «Пунцог Даргье Линг», совершив опасное шестимесячное путешествие.

Вскоре после своего возвращения он совершил пешее паломничество в Китай, посетив многие святые места и дойдя до Провинции Цанг в центральном Тибете. Он продолжил свое обучение в бонских монастырях «Кхана», «Менри» и «Юнгдрунг Линг», где он стал известен как Сангье Тензин Джонгдонг.

Жизнь в изгнании


Позднее Сангье Тензин Джонгдонг приехал в монастырь «Дрепунг» в Лхасе, Тибет. Он пробыл там до начала лхасского восстания в 1959 г. В то время Далай-лама XIV и примерно 80 000 беженцев, включая многих лам бонпо, были вынуждены бежать через Гималаи в соседние страны. Сам Сангье Тензин Джонгдонг пешком бежал в район Мустанга, а затем далее в Непал.

Вскоре он присоединился к Его Святейшеству Шерабу Тенпа Гьялцену (настоятелю монастыря «Юнгдрунг Линг») и многим другим ламам бонпо в бонском монастыре «Самлинг», очень старом и важном бонском монастыре в Долпо, Непал; со временем все они переселились в долины Непала.

Убегавших пешком из Тибета бонских лам не было выбора, они были вынуждены оставить многочисленные драгоценные тексты, имеющие первостепенную важность для изучения и практики бона. Таким образом, поиск немногочисленных оставшихся текстов для повторной публикации обрел первостепенную значимость для сохранения традиции бон. Такие тексты часто можно было найти в отдаленных уголках страны. Позднее Его Святейшество вернулся в монастырь «Самлинг» с целью позаимствовать тексты для публикаций и встретил Дэвида Снеллгрува, доктора философии, исследователя в области восточных и африканских исследований из Лондонского Университета, который занимался исследованиями в «Самлинге». По совету Д-ра Снеллгрува Его Святейшество и настоятель «Юнгдрунг Линга» отправившись в Нью-Дели для перепечатывания монастырских текстов; и там встретились в работе над этим проектом с Самтеном Гьялценом Кармеем и Лопоном Тензином Намдаком Ринпоче.

В 1962 г. Д-р Снеллгрув пригласил Его Святейшество и еще двух человек поработать с ним в Англии. В качестве ассистентов Д-ра Снеллгрува они преподавали тибетскую культуру и религию. Геше Сангье Тензин Джонгдонг прожил в Англии три года, в течение которых он также посетил и учился в бенедиктинском, цистерцианском и иных христианских монастырях. В 1964 г. он отправился в Рим, где встречался с Папой Иоанном Павла VI.

Новые истоки бона

В том же 1964 году он вернулся в Индию и по просьбе Его Святейшества Далай-ламы XIV основал школу в Массори, в северной Индии, укомплектованную учителями-добровольцами с Запада. Эта школа была местом получения среднего образования для тибетских мальчиков-беженцев. Он возглавлял эту школу около трех лет, каждый месяц отсылая свою зарплату в 300 рупий на поддержание монахов и лам, живущих в Манали, Индия.

В 1966 г. Геше Сангье Тензин Джонгдонг отправился в Норвегию по приглашению тибетского ученого Пера Кваерне для преподавания тибетской истории и религии в Университете Осло.

Вскоре после этого в 1967 г. при поддержке Католической службы помощи из Нью-Дели Лобён Тензин Намдак купил землю в штате Химачал Прадеш, в Индии, и основал Доланджи для приюта общины тибетских беженцев Бонпо.

Пост настоятеля

После внезапной смерти настоятеля Менри временным духовным руководителем традиции бон в Индии стал Его Святейшество Шераб Тенпа Гьялцен (настоятель «Юнгдрунг Линга», второго по важности монастыря Тибета). Вскоре Шераб Тенпа Гьялцен организовал в Доланджи церемонию по выбору постоянного преемника покойного настоятеля.

15 марта 1968 г. в Норвегии Сангье Тензин Джонгдонг получил телеграмму из Индии, в которой говорилось, что защитники бона выбрали его в качестве 33-го Менри Трицена: настоятеля Менри и духовного водителя бонцев.

Под своим новым именем и титулом Его Святейшество Лунгток Тенпей Нима принял на себя в Доланджи обязанности духовного руководителя шкопы бонпо. Его избрание состоялось в критический момент долгой истории бонской традиции, когда древние учения и линия преемственности учителей были опасно близки к утрате на вечные времена..

Многие ламы прибыли из Тибета, Непала и Индии, чтобы дать свои посвящения и учения. Более года новый настоятель проходил интенсивную подготовку и практику для выполнения своего служения.

Постепенно, со временем Его Святейшество смог построить новый монастырь «Менри» в Доланджи, а затем бонскую школу диалектики, которая присуждала бы степени геше с «сертификацией», признаваемой Далай-ламой XIV. Настоятель также основал в монастыре сиротский приют для бонских детей, известный как Бонский центр социального обеспечения для детей.

Сегодня монастырь «Менри» насчитывает примерно 100 монахов. Бонский детский дом в Доланджи предоставляет жилье для 115 детей из гималайской области, которые получают образование в традициях их культуры. Центральная Школа для тибетцев в Доланджи учит как местных детей из Доланджи, так и детей из Бонского центра социального обеспечения детей и Бонского детского дома. Недавно через долину от «Менри» был построен новый женский монастырь – «Ренла Менлинг». Это первое подобное учреждение в Индии для бонских монахинь. Теперь городок Доланджи стал домом для более 400 бонпо и центром тибетской бонской культуры и дхармы.

В настоящее время монастырь «Менри» служит мировой штаб-квартирой для всех духовных и административных аспектов Бонпо. Настоятель «Менри» Лунгток Тенпей Нима продолжает присматривать за всеми монастырскими делами и служит мировым духовным лидером традиции бон. В последние годы он часто давал учения на Западе, в частности в ретритном центре «Serenity Ridge» института «Лигминча», по приглашению Геше Тензина Вангьяла Ринпоче и других лиц.


Выборы настоятеля
В тибетской бонской традиции Менри Трицен выбирается защитниками посредством гадания.

33-й Менри Трицен избирался следующим образом: имя каждого из 10 геше, имеющих право стать настоятелем, записывалось на маленьком листке бумаги, затем этот листок бумаги помещался в небольшой ритуальный кусок теста, сделанный из ячменной муки и священных лекарств.

Каждый шарик из теста с именем помещался в сосуд. В течение 14 дней . Шераб Тенпа Гьялцен, Лопон Сангье Тензин, Лопон Тензин Намдак и и еще около 10 других геше читали молитвы и ритуалы внутри Друп Кханга или «храма защитников учения». По завершению молитв и ритуалов Е.С. Шераб Тенпа Гьялцен встряхнул этот сосуд, и оттуда на специальную мандалу один за другим выпали три шарика.

Затем из этого сосуда высыпали оставшиеся шарики, вместо них поместили те три выпавших шарика, и процесс повторился заново. На этот раз один за другим вытряхнули только два шарика теста. В ходе посвящений и ритуалов был вскрыт первый шарик, в котором было имя Геше Сангье Тензина Джонгдонга, того самого истинного настоятеля монастыря «Менри» и нового духовного наставника традиции бон. Второе выбранное лицо должно было быть удостоено высокого положения учителя среди бонпо.

В Норвегии за ночь до получения телеграммы Геше Сангье Тензин Джонгдонг увидел сон, в котором он и человек, выбранный его заместителем, стояли вместе наверху храма, каждый при этом держал коническую раковину и в особые моменты ритуала дул в эту раковину как в рог. Внезапно поднялся сильный ураганный ветер, сдул раковину из рук второго человека, и она упала наземь и разбилась. Несмотря на ужасную бурю, Сангье Тензин Джонг Донг смог удерживать в руках свою раковину и дуть в нее.

Главная > Линия преемственности учителей > Его Святейшество Лунгтог Тенпей Нима