Главная страница Форум Магазин Лигминча Программа Ринпоче
Главная > Линия преемственности учителей > Йонгдзин (Лопон) Тензин Намдак Ринпоче
Тибетская традиция Бон
Институт Лигминча (США)
Тексты
Аудио
Видео (порядок просмотра соблюден)


     




Йонгдзин (Лопон) Тензин Намдак Ринпоче

Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче является старейшим учителем бонской традиции и считается самым главным экспертом в мире по бону. Йонгдзин Ринпоче родился в 1926 г. в Кхьюнгпо Кару, что в районе Кхьюнгпо провинции Кхам в восточном Тибете. В возрасте 7 лет он поступил в местный монастырь «Тенгчен», в котором его дядя служил главным певчим. Там он прошел обширный курс обучения и в возрасте 14 лет принял свои монашеские обеты.

В 1940 г. в возрасте 15 лет юный монах отправился со своим дядей в «Юнгдрунг Линг», ведущий бонский монастырь в центральном Тибете. С 1940 по 1942 гг. он провел там много времени за работой, в частности, помогая расписывать стены. Ему пригодились навыки художника, - живописью он занимался с 11 лет. В конце 1942 г. он отправился в паломничество в Непал и западный Тибет, после чего в середине 1943 г. он вернулся в «Юнгдрунг Линг» для того, чтобы начать изучение философии.

С 1944 г. по конец 1948 г. Йонгдзин Ринпоче жил и учился со своим наставником и учителем Гангру Цультримом Гьялценом Ринпоче, вышедшим в отставку после 18 лет службы лопоном «Юнгдрунг Линга». Большую часть этого времени Йонгдзин Ринпоче провел в уединении в отдаленной пещере для медитации у озера Джуру Цо в Намцокха, северный Тибет, где Гангру Пёнлоб Ринпоче учил его грамматике, поэзии, монашеской дисциплине, космологии и этапам пути к просветлению в соответствии с сутрой, тантрой и дзогченом. В течение этого времени, несмотря на плотный график упорных занятий по различным глубоким предметам философии и общим тибетским наукам, Ринпоче удалось завершить 900 000 накоплений практик нгондро, а также практик дзогчена – трекчо и тогел, обретя глубокие достижения.

По завершению этого времени в конце 1948 г. он отправился в монастырь «Менри» в провинции Цанг в центральном Тибете, чтобы закончить свое обучение на степень геше (тибетский эквивалент доктор по философии). Его основным учителем в «Менри» был Лопон Сангье Тензин Ринпоче. В 1952 г. в возрасте 27 лет ему присвоили степень геше, и в тот же самый год он был избран преемником своего учителя в качестве лопона монастыря. К 1957 г. в центральном Тибете разгорелся конфликт между местными тибетцами и вторгшимися китайскими коммунистами, и в это время Тензин Намдак Ринпоче ушел в отставку со своего поста лопона. Он отправился в монастырь «Се-жиг» на озере Данг-ра в северном Тибете и оставался там в ретрите до 1960 г., когда произошло лхасское восстание против оккупантов - китайских коммунистов.

Во время оккупации атмосфера насилия заставил амногих жившие в то время знаменитых учителей Тибета бежать со своей родной земли, среди них были Его Святейшество. Далай-лама и Его Святейшество Гьялва Кармапа. Лопон Тензин Намдак Ринпоче попытался уйти пешком вместе с группой лам и монахов «Менри», включая 32-го настоятеля «Менри», его самого лучшего ученика, неся с собой важные тексты и реликвии. Но на пути на юг, к Индии, его ранили китайские солдаты. Полагая, что он мертв, китайцы оставили этого великого учителя лежать в грязи. Но один из монахов-прислужников помог ему добраться до ближайшей семьи, которая укрыла его

Во время своего побега Йонгдзин Ринпоче сумел спрятать в пещере в Луг-до Драг в области Цочен, в Тибете, знаменитую ступу Няме Шераба Гьялцена вместе со статуями, драгоценными реликвиями и прочими священными предметами. Когда он поправился и снова двинулся в путь, товзял с собой тома текстов для их сохранения. (Теперь эти священные предметы возвращены в Тибет и находятся в безопасности в монастыре «Менри»).

Около 22 дней беглецы продвигались ночами и прятались днем до тех пор, пока не достигли безопасного убежища в Непале, неся с собой тома важных текстов. В Непале Ринпоче пробыл какое-то время в монастыре «Наджин», Катманду. В 1961 г. он познакомился со знаменитым английским тибетологом Д-ром Дэвидом Снеллгрувом из Лондонского университета, который пригласил его в Лондон вместе с Геше Сангье Тензином (нынешним Менри Тридзином) и Геше Самтеном Кармейем.

В рамках предоставленного Фондом Рокфеллера гранта Лопон Тензин Намдак проживал в Англии: сначала в Университете Лондона, а затем в Кембриджском Университете. После этого он провел затворничество в бенедиктинском монастыре на острове Айл-оф-Уайт. Кульминацией трех лет его жизни в Англии (1961-1964 гг.) и сотрудничества с Д-ром Снеллгрувом стала публикация в 1967 г. «Девяти путей бона» (Oxford University Press), первое ученое исследование традиции бон, проведенное и опубликованное на Западе. В 1964 г. он вернулся в Индию, где заново опубликовал драгоценные тибетские тексты. Там Ринпоче также взял на себя чрезвычайно важную задачу по сбору средств для основания бонского поселения и монастыря в северной Индии.

С 1964 г. по 1967 г. Лопон Тензин Намдак отчаянно стремился сохранить жизнь людей бонпо и их культуры в изгнании. В 1967 г. при финансовой поддержке Католической службы помощи он купил участок земли в Доланджи возле Солана в штате Химачал Прадеш, северо-запад Индии, и основал там тибетское поселение, школу и монастырь. После смерти Кундуна Шераба Лодро (32-го настоятеля «Менри») в 1963 г. временным духовным водителем общины бонпо в изгнании стал настоятель «Юнгдрунг Линга» Его Святейшество Шераб Тенпей Гьялцен.

Под руководством Шераба Тенпея Гьялцена и при поддержке Лопона Сангье Тензина и многиих других лам Йонгдзин Ринпоче взял на себя ответственность за определение преемника умершего настоятеля.

В марте 1968 г. Сангье Тензин Джонгдонг (Его Святейшество Лунгток Тенпей Нима) традиционным способом был избран Менри Тридзином, держателем трона монастыря «Менри»; и стал, таким образом, духовным водителем бона. Йонгдзин Ринпоче и Менри Тридзин работали вместе над строительством монашеской общины в Доланджи, которая в то время представляла собой единственный монастырь бонпо в Индии. В середине 1968 г. Йонгдзин Ринпоче второй раз посетил Европу, где работал приглашенным ученым в мюнхенском Университете. С 1969 г. по 1978 г. он продолжал свою работу в Доланджи, включая написание трудов, публикацию, практику, передачу посвящений и обучение лам и монахов. После смерти Лопона Сангье Тензина после длительной болезни в 1977 г. Ринпоче взял на себя всю ответственность за обучение молодого поколения монахов. В 1978 г. под его руководством была основана и организована школа диалектики. В 1986 г. в Школе диалектики состоялся первый выпуск монахов, получивших степени геше.

В том же году Йонгдзин Ринпоче посетил Тибет, а по возвращении через Катманду, Непал, он на как на свои, так и взятые в кредит деньги приобрел небольшой кусок земли, чтобы построить монастырь «Тритен Норбуце» в Непале.

В наши дни «Тритен Норбуце» стал одним из двух главных бонских монастырей за пределами Тибета, обеспечивающим обширное, скрупулёзное и всестороннее изучение широкого спектра бонских учений и традиций. там постоянно проживают и практикуют 170 монахов. Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче ведет в монатяре регулярные занятия, совершая при этом многочисленные поездки с учениями на Запад. В 1993 г. в издательстве Snow Lion Publications был опубликован его комментарий на книгу Шардза Таши Гьялцена Ринпоче по практике дзогчена «Капли сердца Дхармакаи» на английском языке. С 1995 г. Йонгдзин Ринпоче регулярно посещал Европу для даяния учений. Он часто посещал Соединенные Штаты по приглашению своего бывшего ученика из Доланджи – Геше Тензина Вангьяла Ринпоче, а также иных лиц. Ринпоче часто вел ретриты во Франции, где его западные ученики учредили Ассоциацию «Юнгдрунг Бон» для содействия его работе на Западе и, в частности, в Европе. В 2005 г. во Франции был создан «Шентен Даргье Линг» - конгрегация для сохранения, исследования, обучения и практики юнгдрунг бона, которая официально была признана французским правительством.

Информация, приведенная в данной статье, большей частью почерпнута из Учений бонпо дзогчен согласно Лопону Тензину Намдаку, транскрибированных и отредактированных Джоном Мирдином Рейнолдсом. Kathmandu, Nepal: Vajra Publications, 2006; далее эта информация была проверена на точность Кхенпо Тенпа Юнгдрунгом Ринпоче, нынешним настоятелем монастыря «Тритен Норбуце».

Смотрите видео 80-летней годовщины Е.В. Йонгдинзина Ринпоче. 

Главная > Линия преемственности учителей > Йонгдзин (Лопон) Тензин Намдак Ринпоче