Главная страница Форум Магазин Лигминча Программа Ринпоче
Главная > Словарь терминов > Глоссарий боннских буддийских терминов
Тибетская традиция Бон
Институт Лигминча (США)
Тексты
Аудио
Видео (порядок просмотра соблюден)


     




Глоссарий боннских буддийских терминов

бардо - ((bar do; санскр. антарабхава). «Промежуточное состояние». Любое переходное состояние бытия: жизнь, медитация, сон, смерть. Однако чаще имеется в виду промежуточное состояние между смертью и перерождением.

Бон - (bon). Старейшая духовная традиция Тибета. Она включает в себя учения и практики, применимые ко всем аспектам жизни, в том числе к нашим отношениям со стихийными качествами природы, к нашему морально-нравственному поведению, развитию любви, сострадания, радости и равностности, а также наивысшие бонские учения «Великого совершенства», дзогчена. Согласно традиционному бонскому изложению своего происхождения, за много тысяч лет до рождения Будды Шакьямуни в этот мир пришел Будда Тонпа Шенраб Мивоче и разъяснил свои учения на землях Олмо Лунгринг. «Ол» символизирует нерожденное, «мо» - неизбывное, «лунг» - пророческие слова Тонпа Шенраба, и «ринг» - его нескончаемое сострадание. Некоторые современные ученые отождествили Олмо Лунгринг с Шанг-Шунгом, страной, окружавшей Гору Кайлас в западном Тибете, и колыбелью тибетской цивилизации. Говорится, что Тонпа Шенраб учил Бону в ходе трех последовательных циклов учений. Сначала он учил «Девяти путям бона»; затем он учил «Четырем вратам бона и пятой – Сокровищнице»; и наконец, он явил «внешние, внутренние и тайные заветы». В последнем цикле учений внешний цикл это путь отречения или сутрические учения; внутренний цикл это путь преображения или тантрические учения; и тайный цикл это путь самоосвобождений или учения дзогчена. Такое деление на сутру, тантру и дзогчен также содержится в школе Ньингма тибетского буддизма. Последователи бона получают устные учения и передачи от учителей линии преемственности, которая не прерывалась с древних времен и по сей день. Кроме того, также сохранилась большая часть духовных текстов. И хотя большая часть современного бона аналогична тибетскому буддизму, тем не менее, бон сохраняет богатство и вкус своих добуддийских корней.

чакра (санскр.; тиб. корло: khor lo). Буквально «колесо» или «круг». Чакра – санскритское слово, обозначающее энергетический центр. Чакра – это место, где сходится определенное число энергетических каналов (тиб. ца). В разных системах медитации используют разные чакры.

канал (санскр. нади; тиб. ца: rtsa). Каналы – это сосуды системы циркуляции энергии организма, по которым текут токи тонкой энергии, поддерживающие и питающие жизнь. Сами каналы принадлежат к энергетическому уровню, и в материальном измерении их увидеть нельзя. Однако с помощью практики или природной чувствительности человек может убедиться в их существовании на собственном опыте.

чод (gcod). Буквально «отсекать», «рассекать». Практика чод, иначе называемая «практическое использование страха» и «развитие щедрости», — это ритуальная практика, нацеленная на устранение привязанности к своему телу и эго путем сострадательного подношения другим существам всего того, из чего состоит человек. Для этого в практике есть пространное призывание различных классов с последующим воображаемым рассечением и преображением тела йогина в объекты подношения. В практике чод используется мелодичное пение, звуки дамару (ритуальный барабан), дильбу (ритуальный колокольчик) и ганглин (труба из кости). Обычно чод выполняют в местах, внушающих страх, например, в местах сожжения трупов, на кладбищах, на безлюдных горных перевалах.

Дакини (санскр.; тиб. mkha’ ’gro ma). Кандрома, тибетское слово, соответствующее санскритскому слову дакини, буквально означает «ходящая по небу». «Небо» - это пустота, а дакини перемещаются в этой пустоте, иначе говоря, совершают действия в полном постижении абсолютной реальности. Дакини может быть земной женщиной, постигшей собственную природу, или иным существом женского пола, или богиней, или непосредственным проявлением просветленного ума. Название «дакини» также относится к классу существ, рожденных в чистой земле дакинь.

Дхарма (санскр.; тиб чо: chos). Очень широкий термин, имеющий много значений. Чаще всего дхарма – это и духовное учение, которое восходит к Буддам, и сам духовный путь. Другое значение слова дхарма – бытие.

Дхармакая (санскр.; тиб. чоку: chos sku). Считается, что Будда обладает тремя Телами (санскр. кая): это дхармакая, самбхогакая и нирманакая. Словом дхармакая, которое часто переводят как «Тело истины», обозначают абсолютную природу будды, присущую всем буддам и тождественную абсолютной природе всего, что существует, то есть пустоте. Дхармакая недвойственна, свободна от понятий и от всех качеств (см. также самбхогакая и нирманакая).

Дзогчен -- (rdzogs chen). «Великое совершенство», или «великая завершенность». Дзогчен считают высшим учением и практикуют в тибетском буддизме. Его основополагающий принцип состоит в том, что реальность, в том числе и человека, уже совершенна, что ничего не нужно преображать (как в тантре) и ни от чего не нужно отказываться (как в сутре), - нужно лишь распознать истинную природу всего. Основной метод Дзог-чена – «самоосвобождение»: позволять всему, что возникает в переживании, существовать как оно есть, не усложняя с помощью рассудочного ума, не питая ни привязанности, ни неприязни.

Охранители (санскр. дхармапала; тиб. сунгма: srung ma или чо-кёнг: chos skyong). Охранители и охранительницы – существа, давшие обет защищать Дхарму (учения) и тех, кто практикует это учение. Они могут быть как мирскими защитниками, так и гневными проявлениями просветленных существ. Те, кто практикует тантру, обычно ублаготворяют охранителей, связанных с их линией передачи, и пользуются их помощью.

Джалу - (’ja ’lus). (см. «Радужное Тело»)

Карма - (санскр.; тиб. лэ: las). Карма буквально означает «действие», но конкретно – закон причины и следствия. Любое действие, совершенное физически, словесно или мысленно, служит «семенем», которое принесет плод своих последствий в будущем, когда сложатся благоприятные для этого условия. Благие действия имеют благие последствия, такие как счастье, а неблагие действия имеют неблагие последствия, такие как несчастья. Закон кармы означает не то, что в жизни все предопределено, а то, что обстоятельства порождаются прежними действиями.

Кармические следы - ((санскр. васана; тиб. багчаг: bag chags). Каждое предпринятое человеком действие – физическое, словесное или мысленное, – если оно выполнено преднамеренно и пусть даже с малейшей долей неприязни или желания, оставляет след в потоке сознания этого человека. Накопление таких кармических следов обусловливает – положительно или отрицательно – каждый момент переживания.
 
Кунжи - (kun gzhi; санскр. алая). В Боне кунжи представляет собой основу всего сущего, в том числе человека. Кунжи – это единство пустоты и ясности, полной открытости абсолютной реальности и непрерывного проявления внешнего видения и ригпа. Кунжи – это основа бытия.

кунжи намше -- (kun gzhi rnam shes; санскр. алаявиджняна). Кунжи намше – это сознание-основа, имеющееся у каждого человека. Это «вместилище», «хранилище», где хранятся кармические следы, из которых возникает будущее восприятие.
Лама - (bla ma; санскр. гуру). Лама буквально означает «высшая мать». Ламой называют духовного учителя, который важен для ученика превыше всего. В тибетской традиции лама считается даже более важным, чем будда, потому что именно лама доносит до ученика живое учение. На абсолютном уровне лама – это принадлежащая самому человеку природа будды. На относительном уровне лама – личный учитель. Также слово лама принято употреблять как вежливую форму обращения к любому монаху или духовному учителю.

Лока - (тиб. джигтэн: jig rten). Буквально «мир» или «мировая система». Хотя обычно это слово используют для обозначения шести областей круговорота бытия, на самом деле лока означает более широкие мировые системы, одну из которых занимают шесть областей (см. шесть миров круговорота бытия).

Лунг - (rlung; санскр. ваю, прана). Лунг – это жизненная энергия ветра. Обычно на Западе ее называют одним из ее санскритских названий – прана. Слово лунг имеет широкий диапазон значений: чаще всего оно обозначает жизненную энергию, которая питает жизнеспособность тела и сознания.

нирманакая - (санскр.; тиб. трулку: sprul sku). Нирманакая – это «явленное тело» дхармакаи. Обычно обозначает зримое, материальное проявление будды. Этим словом называют и все измерение материальных проявлений.

Прана - (см. лунг выше)

Радужное тело - (тиб.: ‘ja lus) В дзогчене обретение радужного тела является знаком полной реализации. Обретший реализацию практик Дзогчена, уже не подверженный иллюзии кажущейся материальности и двойственности, противопоставляющей ум и материю, в момент смерти высвобождает энергию элементов, составляющих материальное тело. Само тело растворяется, остаются только волосы и ногти, а практик встречает смерть в полном сознании.

ригпа - (rig pa; санскр. видъя). Буквально «осознанность» или «знание». В учениях дзогчена ригпа обозначает врожденную, изначально чистую недвойственную осознанность, истинную природу человека.

ринпоче -- (rin po che). Буквально «драгоценный». Почетное наименование, широко используемое как обращение к воплощенному ламе.

самая - (санскр.; тиб. дамциг: dam tshig). Обет или клятва. Обычно обет, касающийся поведения и действий, который практикующий дает в связи с тантрическими практиками. Есть общие обеты и особые обеты, связанные с конкретными практиками тантры.

самбхогакая - (санскр.; тиб. лонгку: longs sku). «Тело наслаждения» будды. Самбхогакая состоит только из света. Образы самбхогакаи часто визуализируют в практиках тантры и сутры. Они характеризуются символическими украшениями и позами. В дзогчене чаще используют образ дхармакаи без каких-либо украшений.
сансара - (санскр.; тиб. корва: ’khor ba). Мир страдания, источник которого – омраченный, двойственный ум. Все в этом мире непостоянно, лишено собственного бытия. Все существа этого мира подвержены страданию. Сансара объединяет шесть миров круговорота бытия, но в более широком значении обозначает способ существования живых существ, которые страдают вследствие того, что ими владеют заблуждения, следствие неведения и двойственности. Когда какое-либо существо обретает полное освобождение от неведения, достигает нирваны, – сансара для него заканчивается.

Шенла Одкар - gshen lha ’od dkar). Это самбхогакая Шенраба Мивоче, будды, основавшего бон.

Шенраб Мивоче -- (gshen rab mi bo che). Шенраб Мивоче – нирманакая будды, основатель Бона. Традиция гласит, что он жил семнадцать тысяч лет тому назад. В литературном наследии бона насчитывается пятнадцать томов жизнеописания Шенраба Мивоче.

шесть миров круговорота бытия   - (тиб. риг друг: rigs drug). Обычно их называют «шесть миров» или «шесть лок». В шести мирах обитают шесть классов существ: боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и существа ада. Под мирами имеются в виду как конкретные места, где рождаются существа, так и области потенциально возможного опыта, эмпирического и эмоционального, которые определяют и ограничивают наше переживание даже в повседневной жизни.

Сутра -- (санскр.; тиб. до: mdo). Сутры – тексты, содержащие учения, пришедшие непосредственно от исторического Будды. Учения сутры опираются на путь отречения и составляют основу монашества.

Тантра - (санскр.; тиб. гъю: rgyud). Тантры, как и сутры, – учения будд. Они опираются на путь преображения и включают в себя такие практики, как работа с энергией тела, перенос сознания, йоги сновидений и сна и т. д. Некоторые разряды тантр также могут содержать учения по дзогчену.

Тапихрица - (ta pi hri tsa). Хотя его считают исторической личностью, в иконографии для бонских практиков он изображается как будда-дхармакая – обнаженным и без украшений, что символизирует абсолютную реальность. Он является одним из двух основных учителей традиции дзогчена Шанг-Шунг ньенгъю.
терма -- (gter) В тибетской культуре есть традиция «терма». Это священные предметы, тексты или учения, которые учителя прошлых веков сокрыли на благо людей грядущих времен, когда их предстоит найти. Учителей, которые открывают терма, называют тертонами, открывателями кладов. Терма находят в материальных местах, таких как пещеры или кладбища, в элементах, таких как вода, дерево, земля или пространство; или же их получают в сновидениях, в видениях, а также находят непосредственно в глубоких уровнях сознания. Последний случай называется гонгтер – «клад ума».

три коренных яда - (санскр. мулаклеша; тиб. цавэй нъонмонг сум: rtsa ba’i nyon mongs gsum). Неведение, гнев и алчность – три основополагающих омрачения, которые поддерживают продолжение жизни в мирах страдания.

Тигле - (thig le; санскр. бинду). Слово тигле в зависимости от контекста имеет разные значения. Хотя обычно его переводят как «капля» или «семя», в контексте йог сновидений и сна тигле обозначает сияющий световой шарик, символизирующий качество сознания и используемый для сосредоточения на нем в практике медитации.
передача -- часто квалифицированные учителя линии преемственности дают передачу (тиб.: lung) на конкретное учение, вслух начитывая тибетский текст этого учения в присутствии ученика. Это начитывание обычно делается после подробных наставлений; например, в конце затворничества. Получая передачу, ученик получает полномочия на самостоятельное изучение и практику учений.

Ца - (см. канал).

йидам - (yi dam; санскр. <ишта->дэвата). Личное божество, или божество медитации, олицетворяющее аспект просветленного ума. Есть четыре категории йидамов: мирные, увеличивающие, могучие и гневные. Йидамы проявляются в таких образах, чтобы преодолеть те или иные вредоносные силы.

Йогин  - (санскр. йоги; тиб. налчжорпа: rnal ’byor pa). Тот, кто практикует йогу медитации, такую как йога сновидений и йога сна.
 
Йогини - (тиб. налчжорма: rnal ’byor ma). Женщина, практикующая йогу медитации.

Шанг-Шунг ньенгью - (Zhang Zhung snyan rgyud). Один из наиболее важных циклов учений дзогчена в боне. Относится к разделу Упадеша (тайные устные наставления).

Шинэ - (zhi gnas; санскр. шаматха). «Пребывание в покое», «спокойствие». Практика пребывания в покое использует сосредоточение на внешнем и внутреннем объекте, чтобы развить способность к сосредоточению и устойчивость ума. Пребывание в покое – основополагающая практика, основа для развития других, более глубоких практик медитации; она необходима как для йоги сновидений, так и для йоги сна.

Главная > Словарь терминов > Глоссарий боннских буддийских терминов